Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Авраамий Палицын

Авраамий Палицын (в миру Авергаш) родился [середина 50-х гг. XVI в., село Протасьево близ Ростова Ярославского] в дворянской семье— писатель, поли­тический деятель.

В 80-х гг. XVI века служил воево­дой в Коле.

В 1588 подвергся опале, по- видимому, за участие в заговоре, организованном Шуйскими, и был пострижен в Соловецком монастыре. Возвращенный из ссылки Борисом Годуновым, Палицын после воцарения Василия Шуйского получает должность келаря Троице-Сергиева мо­настыря; он проявляет себя как умелый администратор и играет видную роль в политических событиях, развертывающихся в стране.

В 1610 Авраамий участвует в посоль­стве к Сигизмунду, посланном просить на русский престол королевича Влади­слава; вместе с архимандритом Дионисием рассылает от монастыря грамоты по городам, призывающие русских людей на защиту родной земли; играет видную роль при освобождении Москвы от поль­ских интервентов и избрании на престол Михаила Романова.

Последние семь лет своей жизни он проводит в Соловецком монастыре, где сохранилась и его могила.

В 1620 появилось «Сказание» Палицына, (в рукописях, «История в память преды­дущим родом»),

Эта книга представляет собой исто­рический сборник, ядром которого является рассказ об осаде Троице-Сергиева монастыря польскими интервентами, про­должавшейся 16 месяцев. Этому рассказу предпосланы шесть глав, представляющих собой очерк событий конца XVI — начала XVII века— от смерти Ивана Грозного до царствования Василия Шуйского. Это совершенно самостоятельное произведе­ние, ставящее своей целью вскрыть при­чины разрухи в стране, указать «грехи» господствующих классов русского об­щества, за которые несет наказание Русская земля. Оно дошло до нас, помимо «Сказания» Палицына, в двух самостоятельных списках. Используя это произведение, по-видимому, написанное иным лицом, Авраамий сократил его и приглушил его остроту и социальный смысл. Осаду монастыря он также описывает не как очевидец (он в это время находился в Москве), а по рас­сказам и записям участников героической обороны монастыря-крепости. Послед­ние части «Сказания» в большей части написаны самим писателем. Здесь он особенно ста­рается подчеркнуть свой патриотизм и свое участие в политических событиях, созна­тельно затушевывая то, что может повре­дить его репутации, в частности свои сношения с королем Сигизмундом во время участия в посольстве.

Произведение Палицына Авраамия привлекало читателей, как богатством фактического материала, так и литературными достоинствами, не говоря уже о его идейном содержании. Имея под руками превосходный мате­риал, он, как талантливый писатель, су­мел им воспользоваться. Внимание к человеческой личности, яркое изображение основных социальных сдвигов эпохи, но­вый подход к историческим событиям, изображение подвигов простых людей, их роли в деле спасения родины, наконец, открытое заявление своих прав как исто­рического деятеля и как автора — все это делает «Сказание» Палицына одним из видней­ших литературных явлений начала XVII века.

Умер — [1627] , Со­ловецкий монастырь.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии