Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Баранцевич Казимир Станиславович

Баранцевич Казимир Станиславович

БАРАНЦЕВИЧ Казимир Станиславович родился [22.V(3. VI). 1851, Петербург] в семье обрусевшего польского дворянина — писатель.

Осенью 1862 поступил в гимна­зию, но «дальше 4-го класса не пошел» («...противна мне была гимназическая нау­ка, в голове бродили другие планы») и примкнул к народническому движению.

В 1870 (после смерти отца) поступил на службу мелким чиновником, одновременно занимаясь литературной деятельностью.

В 1873 был напечатан пер­вый рассказ Баранцевич — «Один из наших старых знакомых».

В 1878 повесть «Порванные струны» обратила на себя внимание читате­лей и критики. Произведения писателя ста­ли появляться в крупных периодических изданиях повесть «Чужак», отразившая на­роднические увлечения Баранцевич К. С., напечатан в «Устоях» в 1882;

роман «Раба» в журнале «Дело», 1887 (отд. изд. — 1888), и другие.

Многочисленные повести, рассказы и очер­ки Казимира Станиславовича выходили также отдельными изда­ниями и сборниками:

«Под гнетом», 1883;

«Порванные струны», 1886;

«Маленькие рассказы», 1887;

«Новые рассказы», 1889;

«Старое и новое», 1890, и другие.

Баранцевич К.С. много писал для детей и юношества (в журналах «Детское чтение», «Родник», «Колосья», «Задушевное слово» и других.).

В 1889 Принимал участие в подготовке и редактировании сборника «Красный цветок», посвящен­ного памяти В. М. Гаршина (в сборнике была напечатана «фантастическая поэма в прозе» Баранцевич «Прах»).

В 1894 за роман «Две жены» («Семейный очаг») Казимиру Станиславовичу была присуж­дена Пушкинская премия.

Для творчества Баранцевич характерна тема «маленького человека», задавленного жизнью; с ней связан мрачный, глубоко пессимистический колорит большинства произведений писателя. Ему удавалось передавать настроения, присущие внут­ренней жизни и быту того забитого и уни­женного слоя людей, который постоянно привлекал внимание писателя; эта демо­кратическая направленность творчества Баранцевич определила его сравнительно широкую популярность в среде русских читателей 80—90-х гг. Однако Казимир Станиславович избегал больших и острых проблем действительности, его программа не выходила за пределы идей либерального народничества и теории «малых дел».

Рассказы и повести Баранцевич ли­шены критической остроты, а изображен­ные им картины жизни поверхностны и однообразны. Творчество писателя носи­ло эпигонский характер по отношению к демократической беллетристике 60-х гг., его связи с Достоевским и Чеховым, усиленно подчеркивавшиеся современной критикой, также не были глубокими. Чехов, который близко знал Казимира Станиславовича и видел в нем «несомненного литератора», назы­вал его «буржуазным писателем, пишущим для чистой публики» и отмечал присущие творчеству Баранцевич К. С. однообразие и узость те­матики.

Умер — [26. VII. 1927].

 
Библиотечные мероприятия | Биографии