Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Боборыкин Пётр Дмитриевич

Боборыкин Пётр Дмитриевич

БОБОРЫКИН Петр Дмитриевич родился [15(27). VIII.1836, Нижний Новгород] в семье состоятельного помещика — писатель, публицист, критик и историк литерату­ры, театральный деятель, мемуарист, пе­реводчик.

Учился в Казанском университете на юридическом, затем в Дерптском — на физико-математическом факультетах. Еще в студенческие годы он решил посвятить себя литературной деятельно­сти.

С 1856 Петр Дмитриевич занимается научными пере­водами.

В 1860 публикует драму «Одно­дворец».

В 1862—64 — во многом автобио­графический роман «В путь-дорогу».

У Боборыкина с самого начала его творческого пу­ти умеренно-либеральные взгляды. Как фельетонист (псевдоним «Петр Нескажусь») он выступает против идей Чернышевского и высмеивает нигилистов.

В 1863 Боборыкин ста­новится редактором-издателем «Библио­теки для чтения».

В 1865, не завоевав симпатий читателей и скомпрометировав себя публикацией антинигилистического романа Лескова «Некуда», журнал терпит финансовый крах и закрывается.

Произ­ведения Боборыкина П.Д. 60-х гг. социально индиффе­рентны.

В романе «В путь-дорогу» он пишет по преимуществу о любовных по­хождениях и пирушках студентов, а мо­лодежь, протестующая против деспотизма, остается вне поля его зрения.

В пьесах «Ребенок», «Старое зло» изображаются об­манутые женщины и интимная сторона их жизни.

В «Жертва вечерняя» (1868) дана критическая оценка светской сре­ды оттесняется натуралистическим описанием сексуальных переживаний героев.

В 70-е гг. в творчестве Боборыкина возрастает внимание к со­циальным и политическим вопросам, но они решаются в том же расплывчатом ли­берально-буржуазном духе.

В 1865-71 находясь за границей Петр Дмитриевич встречается с Герценом, Огаревым, Лавровым, Бакуни­ным, интересуется общественными собы­тиями, волнующими Европу этих лет. В качестве корреспондента он присутствует на Брюссельском конгрессе I Интерна­ционала и дает о нем отчеты в газете «Го­лос» (1868, № 239, 241—245). Честно стре­мясь к объективному освещению работы I Интернационала, Боборыкин не мог все же по­нять его истинного значения.

В 1871 он печатает в «Отечественных записках» корреспонденции о Парижской коммуне («На развалинах Парижа»), осуждающие кро­вавое торжество реакции.

В 1876 Петр Дмитриевич воз­вращается в Россию и в 70—80-е гг. про­являет необычайную плодовитость в ка­честве беллетриста.

В 80-х и 90-х гг. вы­шли два не повторяющих друг друга две­надцати томных собрания его сочинений, включивших лишь незначительную часть всего им написанного, достигшего 80 то­мов.

Широкую известность приобрел ро­ман Боборыкина П.Д. «Солидные добродетели» (1870) о жизни либеральных земцев, промышлен­ных дельцов, занимающихся, по его мнению, полезными делами в противо­положность интеллигенции, праздношатающейся по Москве, Парижу и Вене и любящей «больше лясы точить».

Успе­хом пользовались и его романы:

«Дель­цы» (1872—73),

«Китай-город» (1882),

«Ва­силий Теркин» (1892), воссоздающие бур­ное развитие русского капитализма. Ро­ман «Дельцы», отражая промышленный ажиотаж и акционерную горячку, не лишен правдивых картин буржуазного хищ­ничества, но в целом торжество капитализма в России оценивается в нем аполо­гетически.

Герои «Китай-города» — бан­ковский деятель, воротила-промышлен­ник, купчиха, — наделяясь благонаме­ренной моралью, показываются носите­лями общенациональных интересов.

По словам Горького, в образе главного героя романа «Василий Теркин» писатель пер­вым в русской литературе пытался дать политически мыслящего купца. «Амбарный Сократ» Теркин, сам вышедший из народа, хочет «дать полный ход всему, что в нем кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».

В 80-е и 90-е гг. в романах:

«Из новых» (1887),

«На ущербе» (1890),

«Перевал» (1894),

«Ходок» (1895) Петр Дмитриевич Боборыкин вновь обращается к теме интеллигенции. Придавая первенствующее значение в общественном прогрессе «деятелям ум­ственного освобождения», писатель оказался спо­собным изобразить лишь характеры и нра­вы либеральной интеллигенции, не подни­маясь до объективно-исторической оценки ее консервативного мышления, робости и апатии в общественной борьбе.

В лучшем из своих произведений об интеллиген­ции — повести «Поумнел» (1890) Боборыкин, одна­ко, чутко уловил процессы поправения в народнических кругах и справедливо осу­дил это позорнейшее «веяние времени».

В 90-х гг. Петр Дмитриевич пишет несколько романов о пролетариате:

«По-другому» (1897),

«Тя­га» (1898).

Им явно недостает знания изо­бражаемой социальной среды. Исходя из своих либерально-буржуазных взглядов, писатель опорочивает рабочих с револю­ционно-марксистскими устремлениями и рисует с симпатией рабочих, видящих об­новление жизни в культурных начинаниях гуманных хозяев фабрики («Тяга»).

Неприятие Боборыкиным револю­ционных методов борьбы выражено и в романе о 1905 годе «Великая разруха» (1908).

Петру Дмитриевичу Боборыкину принадлежит свыше 30 пьес, по большей части психологического ха­рактера. Натурализм любовных сцен, адюльтер послужили поводом запрещения пьес:

«Старые дни»,

«Первый муж»,

«Док­тор Мошков».

Среди многочисленных его рас­сказов выделяются верностью пере­дачи быта простых тружеников:

«Морз и Юз»,

«В отъезд»,

«Вторая от воды»,

«Про­ездом»,

«У плиты»,

«Голубой лиф».

Литературно-критические воззрения Боборыкина, ограниченные буржуазным объекти­визмом, естественно ведшим к защите принципов натурализма, с наибольшей отчетливостью высказаны в статьях:

«Мысли о критике литературного твор­чества» («Слово», 1878, № 5),

«Наша лите­ратурная критика» («Наблюдатель», 1883, № 1),

«Красота, жизнь и творчество» (1893).

Непримиримо отрицательно отно­сясь к общественной активности русской революционно-демократической критики, Боборыкин видит научные основы литературной критики во взглядах представителей западноевропей­ской психологической школы.

Самый крупный историко-литературный труд Петра Дмитриевича - «Европейский роман в 19 столетии» (т. 1, 1900)—ценен лишь фактическим ма­териалом.

В 1891 Боборыкин навсегда покидает Россию.

В 900-е годы он работает преиму­щественно над мемуарами:

«Вечный го­род» (1903),

«Столицы мира» (1911),

«За полвека».

Обилие фактов и впечатлений делает воспоминания Боборыкина П.Д. интересными для изучения литера­турной и театральной жизни России и Европы 50-х — начала 70-х гг.

Произведения Петра Дмитриевича откликались, как пра­вило, на «последний крик» жизни. Однако уже современников писателя не удовлетворяла натуралистическая описательность, по­верхностность в освещении поставленных проблем. По характеристике критика революционера-народника Ткачева, Боборыкин П. Д. — «фель­етонный беллетрист», способный лишь к наблюдению, но не обобщению. Эмпиризм свойствен Боборыкину и в характеристике эпохи и в изображении человека. Герои Петра Дмитриевича почти всегда портретны, являются ко­пиями с живых образцов, художественно аморфны и бесцветны. Натуралистичность его творческих принципов сказывается и в бесстрастии его авторского отношения к изображаемому, что нередко даже сби­вало критику в определении позиций писателя. Романы Боборыкина композиционно дроб­ны и растянуты. В бытописании своей эпохи ему свойственна и острая наблюда­тельность. Особая яркость жанровой жи­вописи признана за лучшим его романом «Китай-город». Рельефно, протокольно точно воспроизводятся здесь быт и нравы сытой купеческой Москвы, особый колорит ее торгового центра, приобретшего почти европейский вид. Некоторые верно схваченные приметы времени в нравах и деталях общественного быта и придают произведениям Боборыкина П.Д. ценность доку­ментально-исторических свидетельств.

Умер — [12.VIII. 1921], Лугано, Швейцария.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии