Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Достоевский Михаил Михайлович

ДОСТОЕВСКИЙ Михаил Михайлович родился [13(25).X.1820, Москва] — писатель, журналист, кри­тик и переводчик.

Брат Ф. М. Достоев­ского. Учился вместе с братом в част­ном пансионе. В юности увлекается ро­мантической поэзией, Пушкиным, Жу­ковским, немецкими романтиками. Про­бует писать стихи. Интерес к романтизму находит отражение в его дальнейшей дея­тельности переводчика и критика. Не принятый в Инженерное училище по со­стоянию здоровья, Михаил Михайлович определяется в кон­дукторскую роту в Ревель и служит поле­вым инженером. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он с конца 1847 поселяется в Петербурге. Некоторое время вместе с братом интересуется учением француз­ских социалистов-утопистов и сближается с кружком Петрашевского, хотя и не при­нимает в нем активного участия. Видимо, в связи с этим был освобожден вскоре после ареста.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. Михаил Михайлович пробует силы в литературном творчестве.

B «Отечественных записках» появляются его повести:

«Дочка» (1848),

«Господин Светелкин» (1848),

«Два старичка. Из воспоминаний праздного человека» (1849),

«Пятьдесят лет» (1850),

рассказ «Воробей» (1848),

комедия «Старшая и меньшая» (1851), шедшая некоторое время на сцене Александринского театра.

В 1852 журнале «Пан­теон» печатается «эпизод из романа» «Брат и сестра». В своем творчестве Михаил Михайлович в определенной степени следует установ­кам господствующей в литературе этого времени «натуральной школы». Он изобра­жает «маленького человека» с его малень­кими, «воробьиными» радостями, горестя­ми, страхами и заботами.

Герой рассказа «Воробей», одного из наиболее удачных произведений писателя, — чиновник 10-го класса Цыпкин. Подобно героям Гоголя и раннего Ф. М. Достоевского, это «че­ловек маленький». В выборе основной сюжетной ситуации рассказа («дело в застреленном по неопытности воробье» и связанные с ним страхи Цыпкина за свою судьбу) сказывается явное влияние гоголевского юмора, сочетающегося с ха­рактерным для «натуральной школы» гуманистическим пафосом. Изображение неказистой и незаметной внешности героя, выбор деталей (например, имени героя), общий стиль повествования также во мно­гом восходят к Гоголю.

Влияние «Петер­бургских повестей» Гоголя и «Бедных людей» Ф. М. Достоевского ощущается так­же в тематике и поэтике повести «Госпо­дин Светелкин», посвященной, как и дру­гие произведения писателя («Дочка», «Два старичка»), изображению петербургского мещанства. В повести «Пятьдесят лет» Михаил Михайлович обращается к быту мелкопоместного дворянства. В отличие от Гоголя и писа­телей гоголевского направления Достоевскому почти чужда критика социальной действитель­ности, он изображает в основном семей­ный быт и личные отношения своих «ма­лых» героев. С этим, видимо, связаны и обычно сдержанные отзывы критики о его произведениях, появлявшиеся в «Со­временнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». По-видимому, автор и сам не считает своё художественное твор­чество особенно значительным и в даль­нейшем отказывается от него.

Достоевскому М.М. при­надлежат критические статьи

«О новейших русских писателях» («Пантеон», 1848),

«Жуковский и романтизм» («Пантеон», 1852),

а также переводы произведений

Гёте («Рейнеке Лис», 1848),

Шиллера («Дон Карлос», 1848),

Гюго («Собор Париж­ской богоматери», 1862).

В 60-е гг. Михаил Михайлович вместе с братом, с кото­рым его связывает большая внутренняя близость и идейная общность, занимает­ся изданием и редактированием журнала «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В них братья, выдвигая идеи «почвенничества», выступали за «слитие образованности и ее представителей с началом народным».

Умер - [10(22).VII. 1864], Петербурге.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии