Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Кони Фёдор Алексеевич

Кони Фёдор Алексеевич

КОНИ Федор Алексеевич родился [9(21)III. 1809, Москва] в семье богатого москов­ского купца — пи­сатель.

Воспитывался сначала дома, а потом окончил один из лучших част­ных пансионов Москвы — Воспитательно-учебное заведение благородного юноше­ства и медицинский факультет Московского университета.

В 1829 еще студентом он перевел мелодраму В. Дюканжа «Смерть Калхаса». Пьеса была поставлена на сцене Ма­лого театра и имела успех. С этого вре­мени начинается систематическая работа молодого автора для театра.

С 1832-1837, Федор Алексеевич Кони написал не­сколько переделанных с французского водевилей с оригинальными куплетами, комедию

«В тихом омуте черти водятся» (1834),

водевили

«Иван Савель­евич» (1835),

«Женишок-горбунок» (1835) и другие.

Первые произведения Кони не выхо­дили за рамки традиционного для русской сцены водевиля. В большинстве своем они были подражательными и лишены глубокого содержания. Однако в ряде оригинальных водевилей Кони делает по­пытку отразить отдельные явления рус­ской действительности, показать нравы представителей различных слоев общества. Кое-где у него звучат элементы со­циальной сатиры, острие которой было направлено против наиболее отвратитель­ных порядков самодержавно-крепостниче­ской России (например, в водевиле «Принц с хохлом и бельмом»).

Литературные за­нятия Кони Ф.А. успешно сочетал с преподава­нием истории сначала в 1-м Московском, а затем во 2-м С.- Петербургском кадет­ских корпусах. Результатом педагогической деятельности Кони явилась учебная книга в двух томах:

«Животный мир, или Взгляды на природу науки, искусства и человека» (1839),

«Исто­рия Фридриха Великого» (1844).

Кони не переставал работать для театра. Его водевили и комедии

«Женская натура» (1839),

«Деловой человек» (1840),

«Беда от сердца и горе от ума» (1851) и другие с успехом шли на сценах Петербурга и Моск­вы. Несмотря на то что в произведениях Кони Ф.А. встречались традиционные типы (су­хари-чиновники, молодые повесы, обманутые мужья…), а также традицион­ные ситуации (путаница имен и паспор­тов, шкафы с любовниками, переодевания…), тем не менее, драматург, блестя­ще зная законы и технику сцены, умел превратить свои водевили в яркие и кра­сочные представления. Живые и остроум­ные куплеты, каламбуры и остроты из воде­вилей Федора Алексеевича были не лишены общественного содержания и пользовались популярно­стью среди зрителей.

В произведениях писателя чаще стали появляться реалис­тические тенденции, сближавшие его с «натуральной школой». Он выступает против представителей светского общест­ва, угодничества и раболепия чиновников, осуждает взяточничество, продаж­ную журналистику, реакционных лите­раторов.

Особое место среди произведе­ний Кони занимает водевиль «Петербургские квартиры» (1840), близкий по своему характеру к реалистической комедии. Не­смотря на то, что здесь присутствуют все стандартные водевильные приемы: перео­девания, записки, всякого рода недора­зумения, однако главное здесь заклю­чается в ярком изображении нравов ре­акционной журналистики николаевского времени.

Интересным фактом биографии писателя является его знакомство в начале 1840-х гг. с Некрасовым, которому Кони Ф.А., тогда уже известный литератор, оказал немалую помощь. Он был первый, кто оценил дарование молодого поэта и при­влек его к сотрудничеству в театральных журналах, натолкнул на мысль написать несколько водевилей, помог материально. Обо всем этом Некрасов позднее вспоми­нал с глубокой благодарностью.

Человек широко образованный, Кони был не только писателем-водевилистом, но и вдумчивым критиком, серьезным иссле­дователем-театроведом. Его статьи, за­метки, очерки печатались на страницах многих газет и журналов («Литературная газета», «Пантеон», «Репертуар и Пантеон всех русских и европейских театров» и других).

Был Кони известен и как поэт. Одна­ко его стихи, написанные в жанре элегий и романса, мало отличались от произве­дений эпигонов романтизма 1830-х гг. и прошли незамеченными. Только стихотворение «Гондольер молодой» (1835), положенное на музыку, долгое время пользовалось популярностью.

В конце 1840-х гг. Кони Федор Алексеевич остав­ляет педагогическое поприще и всецело отдается литературной работе. Он стано­вится редактором-издателем обновленного журнала «Пантеон», а после его закрытия сотрудничает в журнале «Русский театр», где печатает цикл статей под названием «Русский театр, его судьба и его истори­ки».

В 1871 вышел из печати четырехтом­ник «Театр Ф. А. Кони», включивший в себя 34 пьесы писателя, из которых 15 были оригинальными. Деятельность Кони Ф.А. оставила заметный след в русской лите­ратуре. Его водевили вплоть до 60-х гг. оставались в репертуаре многих театров, а некоторые из них ставились и позднее.

Умер — [25.I(6.II).1879], Петербург.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии