Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Курочкин Василий Степанович

Курочкин Василий Степанович

КУРОЧКИН Василий Степанович родился [28.VII (9.VIII).1831] в чиновничьей семье — поэт.

С 1841-46 учился в Кадетском кор­пусе и Дворянском полку (1846—49), по окончании которого слу­жил в армии.

В 1853 перешел на граж­данскую службу.

В 1857 оставил службу и целиком отдался литературной деятель­ности.

С 1859 совместно с художником-карикатуристом Н. А. Степановым стал издавать сатирический журнал «Искра», в котором сумел сплотить талантливых сотрудников: Д. Д. Минаева, В. И. Богданова, Г. Н. Жулева, П. И. Вейнберга и других.

С 1873 сотрудничал в «Биржевых ведомостях» (пос­ле закрытия «Искры»).

Василий Степанович принимал активное участие в об­щественно-политической жизни и рево­люционном движении 60—70-х гг. Он один из руководителей общества «Земля и воля» — тайной организации революционной демократии начала 60-х гг.

В 1866 после выстрела Каракозова был арестован и несколько месяцев находился в за­стенках Петропавловской крепости.

Начало литературной деятельности Курочкина Василия Степановича, относится к 1850-м гг.

В 1854 были опубликованы первые произведе­ния:

стихотворение «Русская езда» и

повесть «Не­званое чувство» напечатаны в «Сыне Оте­чества» в 1854; стихотворения

«Целый день дождь барабанил в узкие стекла избушки»,

«Мы рано стали жить»,

«Хвалили мне возраст ребенка» были опубликованы в «Современ­нике».

С 1855 стали печататься его пере­воды из Беранже

«Старый капрал»,

«Вес­на и осень»,

«Как яблочко румян»,

«Знат­ный приятель» и другие.

В 1858 вышел пер­вый сборник переводов, принесший поэту заслуженный успех. Переводы Курочкина были высоко оценены Добролюбовым.

Литературная деятельность Василия Степановича как поэ­та-сатирика отражала революционную обстановку 60-х гг. Его стихотворные фельетоны и сатирические стихи отража­ли различные конкретно-исторические яв­ления жизни. В сцене «Цепочка и грязная шея» (1862) поэт высмеял выпады реакции, направленные против демократических собраний, и взял под защиту выступление Чернышевского на вечере памяти Доб­ролюбова; откликом на литературную борьбу вокруг романа «Отцы и дети» яви­лось стихотворение «Рапсодии о нигилизме» (1863); в том же году он выступил против фи­лософа-идеалиста П. Д. Юркевича («Пла­тоническое ку-ку-ре-ку»), В условиях жесточайшей цензуры Курочкин выражал не только симпатии всему передовому, но и веру в обреченность самодержавия. Мастер политической сатиры и стихо­творной полемики, он наполнял свои произведения злободневным и публицистиче­ским содержанием.

В борьбе с реакцион­ной и либеральной журналистикой отстаивал принципы сатирической револю­ционной поэзии и выступал против враж­дебных революционно-демократической ли­тературе направлений, отличал истинный характер мнимых заслуг «благонамерен­ных сотрудников»

«Явление гласности», 1860;

«Искатель мест в журнальном мире», 1861;

«Слово примирения», 1861;

«Печаль­ный рыцарь тьмы кромешной», 1861;

«Кон­ский дифирамб», 1862;

«Ты помнишь ли, читатель благосклонный», 1862.

Исклю­чительный интерес представляют стихо­творения, направленные против теорети­ков и представителей «чистого искусства»

«Древо», 1859;

«Возрожденный Панглосс», 1860;

«Морозные стихотворения», 1861.

Центральное место в творчестве Курочкина за­нимало разоблачение самодержавно-кре­постнического строя. В программном сти­хотворении «Я не поэт...» (1859) он писал о гражданском и патриотическом назна­чении поэзии, о служении народу, что сближало его с Рылеевым и Некрасовым. Конкретно указывая на реакционную дея­тельность царских сановников, на власть церкви и бесчинства «Навуходоносоров» и «царей Додонов» в «царстве орлином», Василий Степанович объяснял своему современнику, что все это порождено самодержавием («Дву­главый орел», 1857) и что революционные преобразования в России необходимы и неизбежны («Тик-так! Тик-так!», 1863).

В дореформенных стихотворениях Курочкин дал яркую картину жизни бесчинствую­щих крепостников и обездоленного кресть­янства

(«Рассказ няни», 1855, опубликован в 1869;

«Счастливец», 1857), а в порефор­менное время писал, что жизнь многомиллионного крестьянства не улучши­лась и что остались в силе пережитки «барства и холопства»

(«Затишье», 1865,

«Письмо об России», 1862).

Поэт спра­ведливо полагал, что жалкие полукре­постнические реформы не могут корен­ным образом воздействовать на преобра­зование России.

Широкое освещение в поэзии Курочкина полу­чила критика либерализма. Поэт показал идейное родство либералов с реакционе­рами и высмеял обывательскую и преда­тельскую сущность русского либерализма

(«На масленице», 1865;

«Чистосердечное признание одного из многих», 1866).

В ост­ро-сатирических стихотворениях Василий Степанович ярко изобразил взяточничество и казнокрад­ство, карьеризм и низкопоклонство и ти­пические явления, свойственные чинов­ничьему миру царской России

(«Жалоба чиновника», 1859;

«Идеальная ревизия», 1860).

В ряде стихотворений поэтом ра­зоблачалась деятельность акционерных обществ, банкиров, откупщиков и др. представителей капиталистического хищ­ничества

(«Турнир в Пассаже», 1859;

«Го­довщина общего собрания», 1861;

«Во всех ты, душенька, нарядах хороша», 1871).

Большое значение имеет созданный Курочкиным образ разночинца-труженика. В стихо­творениях этого рода дан собирательный образ разночинца, который, несмотря на все превратности жизни, не утерял собственного достоинства и веры в свои силы, осознал несправедливость общественного строя и убежден в необходимости его из­менения

(«Мудрость бедняка», 1859;

«За­вещание», 1865).

Поэт разделял ненависть своего героя к эксплуататорам и ко всему, что порождало неравенство, утверждал его право на труд, свободный от волчьих законов капитализма.

Воссоздает Василий Степанович Курочкин и облик революционных демократов. Он полон симпатии к Герце­ну и другим революционным эмигрантам («Птицы», 1862), является убежденным защитником героев романа Чернышевско­го «Что делать?» (фельетон «Проницатель­ные читатели», 1863), уверен в непреклон­ности и неодолимости революционных сил трудового народа («Н. В. Максимову», 1858).

Творческий путь поэта завершается пьесой «Принц Лутоня» (1870-е гг., опубликован в 1880). Пьеса насыщена политической сатирой на государственный строй Рос­сии. В ней исторически правильно пока­заны последствия реформы 1861. Основная тема пьесы — положение обездоленного крестьянства. В пьесе, как и в ряде других произведений поэта, высказана мысль о неизбежности крестьянской революции и закономерном свержении самодержавия.

Жанровые и стилевые особенности поэ­зии Курочкина в основном обусловлены ее сатири­ческим направлением. В борьбе с уста­ревшими нормами «чистого искусства» поэт обращался к пародиям и эпиграм­мам. Сатирическое, пародийное звучание он придавал таким жанрам, как элегия, идиллия, легенда. Активное участие в журнальной борьбе привело Курочкина к жанрам перепева и стихотворного фельетона, от­ражающим насущные вопросы времени. Характерны для произведений Василия Степановича и широко используемые им образы и приемы устного народного творчества и классической ли­тературы. Большое дарование проявил поэт в использовании ритмического строя русского стихосложения. Творчество К. оказало значительное влияние на разви­тие русской сатирической литературы.

Умер — [15 (27). VIII. 1875], Петербург.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии