Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Красов Василий Иванович

КРАСОВ Василий Иванович родился [23.ХI (5.ХII). 1810, г. Кадников Вологодской губернии] в семье свя­щенника, соборного протоиерея — поэт.

Василий Иванович прошел в детстве суровую школу жизни.

С 1821-25 учился в Вологодском духовном училище.

С 1825-29 в Вологодской духовной семинарии, где прилежно изучал латинский, греческий, священную историю, математику, церковную догматику и "тайны" богословских наук, через какое - то время стал понимать, что не хочет идти по стопам отца становится священником, Василий Иванович забрал документы и уехал домой. Но именно в семинарии у будущего поэта появилась тяга к сочинительству и иной жизни,появились первые стихи.

В 1830 осенью поступил в Московский университет.

И начинается новый этап жизни Красова Василия Ивановича. Происходит его знакомство с Белин­ским, Станкевичем, Клюшниковым. Он становится одним из активных, интересных и талант­ливых поэтов кружка Станкевича. Красов выделялся среди своих друзей яркой поэтической одаренностью, значительным разнообразием мотивов своего творчества. Чернышевский недаром называл его «едва ли не лучшим из наших второстепенных поэтов в эпоху деятельности Кольцова и Лермонтова».

Это был мягкий, добрый, тихий, внимательный, отзывчивый на чужую беду, беспомощный в житейских делах, неприхотливый в быту, совершенно равнодушный к условиям материального существования человек. Скромный, застенчивый, он всегда съеживался в присутствии незнакомого человека. Но легко и вольно дышал в кругу близких друзей. Поэтому именно под влиянием друзей начинает раскрываться поэтическое да­рование будущего поэта.

С 1832 постоянно печатает свои стихи в «Телескопе», «Мол­ве», «Московском наблюдателе», «Отечественных записках»:

«Куликово поле», 1832 посвящено другу Станкевичу Н.В;

«К Уралу», 1833

«Булат», 1833

«Лира Байрона», 1833

«Элегия»,1834

«Песня», 1835

«Звуки», 1835 и другие.

В 1834 закончил университет в звании кандидата отделения словесных наук. Начались долгие и безуспешные поиски работы.

Вскоре после окончания университета поэт получил место домашнего учителя в Малороссии, живя среди народа, богатого песнями, поэт получил новый толчок к поэтическому творчеству. Но уже зимой 1835 он снова в Москве. Поэт решил ис­кать службу «по ученой части» найти ее в Москве молодому человеку было не­возможно. Пришлось подумать о выезде в провинцию. Несколько лет поэт занимал­ся частными уроками.

В начале 1837 года получил приглашение в Чернигов, на должность старшего учителя местной гимназии. И продолжал писать стихи:

«Первый выезд»,1837

«Возврат», 1837

«Песня», 1837.

Осенью 1837 был приглашен в Киев­ский университет на должность адъюнкт-профес­сора кафедры русской словесности. На начальном этапе работы читал лекций «по теории красноречия и теории поэзии» и по "изъяснению свойств русского языка".

24 декабря 1838 года Василий Иванович пытался защитить докторскую диссертацию на тему: "О главных направлениях поэзии в английской и немецкой литературах конца XVIII века". Но благодаря завистникам и недоброжелателям защита была провалена.

В 1839 после полутора лет работы в Киев­ском университете вернулся в Москву. Продол­жая перебиваться грошовыми уроками, Василий Иванович терпит крайнюю нужду, а в короткие часы досуга сочиняет стихи:

«Тени», 1839

«Панна», 1839

«Мечта», 1839

«Сон», 1839

«Элегия», 1839

«Разлука», 1839

«Облако», 1839

баллады:

«Паж Генриха Второго», 1839

«Клара Моврай», 1839

«О Трубадуре Гелинанте и о прекрасной французской королеве Элеоноре», 1840

переводит Овидия, Гете, Байрона и Гейне.

Тяжёлые жизненные условия, постоянная нужда, голод всё это опустошало его душу и постепенно исчезало желания писать стихи. в год мог писал по одному два стихотворения.

В 1848 году в девятой книжке "Москвитянина" Красов В.И. напечатал полемическую статью, направленную против одной из работ историка С. Соловьева о Смутном времени.

В 1850-х годах он преподавал русский язык в кадетском корпусе.

Скончался в боль­нице, от чахотки, которой страдал по­следние годы жизни.

В лирике Красова своеобразно отразились духовные искания кружка Станкевича. Будучи человеком, особенно не расположенным к отвлеченной теоре­тической мысли, но чутким и восприим­чивым, Василий Иванович пытался по-своему выразить в стихах настроение и атмосферу, которые царили в кружке.

Главная сфера поэзии Красова — элегическая лирика. Герой поэзии — это человек, рано постигший невз­годы жизни и напрасно ищущий тишины и покоя. Это грусть усталой души, разу­верившейся в любви и пережившей крушение юношеских грез. Как писал поэт в «Стансах к Станкевичу»,

Мы сожгли без сожаленья

Юность гордую дотла;

А надежду и волненья

Буря жизни унесла.

Лирический герой поэта тщетно ищет ми­ровой гармонии. Он мученически несет «страдальческий венец». Жизнь неуст­роенна, несовершенна, она служит источ­ником горестей и печалей. И лишь в од­ной мечте человек может обрести покой и забвение.

Много и плодотворно работал Красов В.И. в жан­ре русской песни. Наиболее интересны его песни, написанные на основе фольк­лорных мотивов

«Ах ты мать моя, змея - мачеха...»,

«Уж как в ту ли ночь...»,

«Со кручинушки шатаясь...»

«Взгляни мой друг,- по небу голубому…».

В "Москвитянине" 1854 года, в № 18, было посмертно напечатано последнее стихотворение поэта - "Стоят паликары кругом..." от 06.12.1853 г.

Издать свои стихотворения отдельной книгой Красов В.И. так и не успел, лишь 1859 году благодаря П. Шейну вышла книга стихов поэта, но к сожалению почти все экземпляры сгорели в пожаре.

Умер — [17(29).IX.1854], Москва.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии