Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Капнист Василий Васильевич

Капнист Василий Васильевич

КАПНИСТ Василий Васильевич родился [12(23).II.1758, в селе Обуховка (ныне Великая Обуховка), Миргородского уезда, Полтавской губернии,] в семье образованного помещика (выходца из Греции) — писатель.

Пер­воначальные познания в области литера­туры, французского и немецкого языков получил дома.

В конце 1770 был отправлен в Петербург, определен капралом в лейб-гвардии Из­майловский полк.

В 1773, в чине сержан­та, переведен в лейб-гвардии Преобра­женский полк. Во время армейской служ­бы сближается с Г. Р. Державиным, а че­рез него — с Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, И. Ф. Богданович (с первыми двумя состоял позже в родственных свя­зях), продолжает изучение античной лите­ратуры, древних и западноевропейских языков, глубже знакомится с творчеством русских писателей.

В 1780 году уходит в отставку и уезжает в Обуховку, временами возвращаясь в Петербург по делам служ­бы (одно время работал контролером Глав­ного почтового правления.

В 1799—1801 годах служил «по репертуарной части» в Ди­рекции императорских театров. Вся по­следующая общественно-политическая деятельность писателя проходит на Украине. «О личной пользе не радея», он испол­няет с 1785 ряд выборных должностей. На формирование литературно-эстетических взглядов Василия Васильевича значительное воздей­ствие оказало общение с державинским кружком, характерной чертой творческой программы которого было стремление к простоте, к жизненной правдивости и конкретности. Принимая в основном идейно-художественную концепцию этого литературного объединения, писатель не те­ряет своего творческого «лица». Станов­ление его как писателя происходит в общем русле «сатирического направ­ления» (Белинский), которое к тому времени было представлено в рус­ской литературе именами Кантемира, Сумарокова, Новикова, Фонвизина, Княж­нина.

Капнист дебютировал в литературе одой на Кайнарджийский мир (1775). Отдавая и впоследствии дань традиционному жан­ру торжественных од «на случай», вы­ражавших его гражданско-патриотическую настроенность, писатель стремится напол­нить многие свои произведения реально-критическим содержанием, поставить в них острые, злободневные вопросы.

В «Сатире 1» (1777) он выводит (под услов­ными именами) галерею отрицательных типов, олицетворяющих «злонравие», де­лает резкие выпады против современных панегиристов «рифмачей». Критические нападки уязвленных поэтов и обвинения в дерзости не остановили сатирика. Об­личительный пафос, неприятие крепост­нической действительности еще более от­четливо прозвучали в «Оде на рабство» (написана в знак протеста против закре­пощения крестьян Украины в 1783, опу­бликована в 1806). Изображая страдания народа, раскрывая трагизм его положе­ния, писатель поднимается до осуждения системы крепостничества в целом. Во­преки литературной традиции поэт не воспевает императрицу, а бросает гнев­ный приговор в лицо «царям», называя их «бичами мира». Содержанием отдель­ных строф ода Василия Васильевича прямо перекликалась с революционным стихотворением Радищева «Вольность». Однако в поисках путей защиты народа Капнист В.В. склонен апеллировать, в противоположность Радищеву, не к угне­тенному крестьянству, а к самой же императрице.

Вершиной творчества писателя явилась сати­рическая комедия «Ябеда» (написана в 1791—92, поставлена на сцене и напе­чатана в 1798). Автор выставляет на показ «раны и болезни общества, тяжелые злоупотребления внутренние», «беспо­щадным языком» (Чернышевский) рисует отталкивающую картину дикой оргии целой корпорации взяточников, цинично и, в сущности, безнаказанно попирающих законы. Сосредоточивая вни­мание на судебном конфликте (любовная фабула отодвинута здесь на задний план) и мастерски используя сатирические приемы в целях обобщения, типизации порочных явлений, он убеждал в иллю­зорности надежд на устранение пороков в институте екатерининского суда. Соз­данная в духе нормативных требований эстетики классицизма, «Ябеда» являет собой, наряду с «Недорослем» Фонви­зина, один из наиболее ярких образцов социальной комедии XVIII в. Широкий охват порочных явлений, «смелое и ре­шительное нападение сатиры на крючко­творство, ябеду, лихоимство» (Белин­ский) побуждали читателя к такому вы­воду, который не укладывался в без­надежно констатирующую формулу: «За­коны святы, но исполнители — лихие супостаты».

Выступая с позиций дворянской само­критики, Капнист оставался на уровне просвети­тельских идеалов умеренного оппозицио­нера самодержавия. Признание незыбле­мости существующего правопорядка вы­нуждает писателя порой уходить «в се­бя». Присущее ему чувство сострадания занимают ос­новное место в его творческой лирике. Временами поэтом овладевает настроение умиротворенности, он воспевает «эпикурейско-стоический» образ жизни, варь­ирует темы дружбы, любви, счастья, смысла жизни, провозглашая лозунги умеренности желаний, довольства малым и веры в будущее («потустороннее») бла­женство. Анакреонтически-горацианские, элегические мотивы 1790 — 1800, тяго­тение к сентиментальному самоанализу означали не что иное, как выражение протеста против сковывавшей свободу творческой личности эстетики класси­цизма.

К концу жизни, под влиянием нарастаю­щего «преддекабристского» движения (дом писателя в Обуховке часто навещали будущие декабристы П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, Н. И. Лорер; два сына Капниста были членами Южного общества), гражданские просветительские идеалы Василия Васильевича вновь оживают. Вслед за «Видением пла­чущего над Москвой россиянина» (1812), содержащим резкую критику правящих сословий, поэт создает в 1814—15 два цикла философско-публицистических миниатюр («Встречные мысли» и «Случайные мысли») с ярко выраженной сатирико-нравоучительной направленностью.

К 1817 отно­сится его проект об уничтожении в России «звания» крестьянина. Однако и на этот раз надежда на монарха оказалась иллю­зорной. «К свободе Русь не подросла: не гни холодного стекла» — таков ис­ход антикрепостнических порывов поэта, сменявшихся теистическими упованиями на второе пришествие Христа. Незадол­го до смерти поэт приветствовал греческое восстание стихотворением «К восставшему грече­скому народу» и «Воззванием на помощь Греции» (1822).

Василий Васильевич был известен как переводчик Горация, Делиля, Мольера. В ряде статей он из­ложил свои суждения о принципах пере­вода древнегреческих эпических поэм, о композиции «Одиссеи» Гомера, о рус­ском стихосложении.

Современники высоко ценили «глубо­кое душевное чувство и неизъяснимую прелестную унылость» Капниста в лирике, «благородную любовь к добродетели и святую ненависть к пороку» в сатире. В. Г. Белинский рассматривал творче­ство Василия Васильевича как «исторически важное явление русской литературы», отмечал «необыкновенную легкость и гладкость» его стиха. Не обладая сильным и оригинальным да­рованием, поэт, оставил заметный след в истории русской литературы. Он способствовал усовершенствованию, раз­витию поэтического языка, придавая боль­шое значение музыкальной, мелодиче­ской стороне стихотворений. Расцвет «лег­кой поэзии» первых десятилетий XIX в. в значительной мере связан с творче­ским осмыслением литературного насле­дия писателя.

Умер — [28.Х(9.XI). 1823], в селе Обуховка (ныне Великая Обуховка), Миргородского уезда, Полтавской губернии.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии