Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Минаев Дмитрий Дмитриевич

Минаев Дмитрий Дмитриевич

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич родился [21.Х(2.XI).1835, Симбирск] в небогатой дворянской семье — поэт-сатирик, драматург, перевод­чик.

Дед его из солдат выслужился в офицеры и получил дворянство.

Отец был знаком с Чернышевским, разделял взгля­ды Петрашевского и Иринарха Введенско­го, писал стихи.

В 1847 семья переехала в Петербург, и Дмитрий Дмитриевич был определен в воен­но-учебное заведение — Дворянский полк, где учился В. С. Курочкин, с семьей ко­торого, и особенно его братом Николаем, Минаев близко сошелся.

В 1852, окончив курс учения, был выпущен в чине XIV класса.

В 1852-55 начал службу в Симбирской казенной палате, затем переехал в Пе­тербург, где служил в земском отделе министерства внутренних дел.

С 1857, выйдя в отставку, Дмитрий Дмитриевич целиком посвящает себя литературной деятельности.

Печататься Минаев начал во второстепенных журналах («Иллюстрация», «Ласточка», «Раз­влечение» и других), помещая в них как ори­гинальные стихотворения (лирические и сатирические), так и переводы.

В 1859 выходит первый сборник пародий Минаева «Пере­певы. Стихотворения Обличительного по­эта. Выпуск 1».

В 1860 издает первую по вре­мени научную биографию В. Г. Белинского написанную с позиций революционеров- демократов.

В 1861 недолго сотрудничает в журнале братьев Достоевских «Время», где продолжает отстаивать имя Белинского от «ученейших оппонентов» С. Шевырева, М. Погодина и других.

В 1862 некоторое время редак­тирует журнал «Гудок» (14 номеров), кото­рому старается придать прогрессивное направление. Постоянное сотрудничество в «Современнике» (1860—66), «Русском слове» (1861—64), «Будильнике» (1865 — начале 70 гг.) и особенно «Искре» (1860—74) принес­ло Минаеву в 60-е гг. известность сатирического поэта, близкого к идеологии революцион­ных демократов, что привлекло внимание к нему III отделения.

В 1864, считая позицию «Русского слова» в полемике с «Современником» по поводу «Отцов и детей» для себя неприемлемой, он выходит из журнала и пишет сатирическую поэму «Евгений Онегин нашего времени», в которой поднимает ряд социальных воп­росов (выступает как против писаревской трактовки Пушкина, так и против ниги­лизма Базарова).

В 1866 создает несколь­ко сатирических стихотворений в связи с «Муравьевской одой» Некрасова.

В 1866 Минаев Д. Д. был привлечен по делу Каракозова. Находясь под следствием в Александро-Невской части, покушался на самоубий­ство. Освобожден через два месяца после ареста.

В творчестве Дмитрия Дмитриевича 1870—80-х гг. появля­ются мотивы усталости, отчаяния и скор­би, сменяющиеся (70-е гг.) мотивами более мажорными. Он сотрудничает в «Деле» (1868—73), «Отечественных записках» (1868—75), продолжает публиковаться в «Искре».

С середины 1870—80-х гг. поэт вынужден сотрудничать в либеральных газетах «Петер­бургский листок», «Петербургская газета» и других, писать на заказ. Не ограничиваясь банальными сатирами на «злых жен» и «мужей-рогоносцев», Минаев и в эти годы пытается сохранить и продолжить сати­рические традиции «Искры». Отвергая как неверное положение, что Минаев в 70—80-е гг. отказался от прежних демократических воззрений, следует подчеркнуть, что его творчество этих лет при общей демократи­ческой сущности противоречиво, непосле­довательно и нередко пессимистично. Поэт не видит ближайших обнадеживающих перспектив общественного преобразова­ния в России.

В 1887 больной Дмитрий Дмитриевич (болезнь почек) возвратился в Симбирск «лечиться воздухом родины» и умер через два года, одинокий и забытый.

Дмитрий Дмитриевич наиболее известен как поэт-сатирик (псевдоним: Обличительный поэт, Темный че­ловек, Дм. Свияжский, Отставной майор Михаил Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Иван Кисточкин и многие другие).

Сатира Минаева обличает дореформенные, крепостные порядки и на­правлена против буржуазно-помещичьего строя России. Выступая против социаль­ных зол России, поэт, как правило, проти­вопоставляет им идеалы автора, образы революционеров-демократов («Лунная ночь», «Две судьбы»). В своих сатирических про­изведениях он мгновенно откликается на политические и литературные события, актуально и политически остро реагируя на факты, существенные для данного ис­торического момента и социальной сре­ды: идет «по горячим следам событий». В этом — сильная сторона его поэзии. Минаев — поэт некрасовской школы. В его твор­честве можно выделить как использование некрасовских тем, мотивов и образов, так и близость к самой поэтической манере Нек­расова. Но его нельзя считать эпигоном поэта-демократа: принимая дух и прин­ципы некрасовской поэзии, Минаев, опираясь на них, создавал свои, оригинальные произведения.

Одним из ведущих жанров сатириче­ского творчества поэта был фельетон, в ко­тором он сумел соединить вместе литературную пародию, эпиграмму, сатири­ческие сценки, стихотворные перепевы, иронические рецензии на литературные произведения и художественные выставки. Фельетонные обозрения под названием «Дневник Темного человека» занимали важное место в идейном строю журнала «Русское слово» (1861—64) и были продол­жены поэтом в журнале «Дело» (1868—73) под названием «С невского берега» (под­писывались «Аноним»). Фельетон Дмитрия Дмитриевича пред­ставлял собой многожанровое сатириче­ское произведение, в котором сочета­лись прозаические и стихотворные эле­менты, а также другие жанры сатиры.

В конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Дмитрий Дмитриевич, занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной прессы.

Для сатиры Минаева Д. Д. характерно обилие на­меков, создание, как и у других «искровцев», литературных масок (наиболее удачная — Отставной майор Михаил Бурбонов — тупой и глупый солдафон, прямолинейно и самодовольно высказывающий свои взгляды на жизнь и искусство) и прием использования в новых целях художе­ственных образов, созданных классиче­ской литературой прошлого. (По этому принципу построены и некоторые поэмы Минаева: «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин нашего времени» и другие) он широко исполь­зовал грибоедовские образы (Молчалин, Репетилов), лермонтовский (Демон) и другие. Изменял обстановку и переносил эти обра­зы в новые социальные условия, чем до­стигал определенного сатирического эф­фекта. В пародиях Минаев вскрывал идейные тенденции, эстетические принципы, паро­дировал литературную манеру поэтов «чи­стого искусства», особенно Фета. Однако у Минаева иногда при этом отсутствовал второй план, необходимый в пародии, и стихо­творение становилось подражательным. Минаев Д. Д. — мастер каламбура и рифмы.

Он обладал изумительной способностью на­ходить новые, неожиданные рифмы, сопо­ставлять, казалось бы, несопоставимые явления и вещи, владел гибкостью и непринужденностью стиха, даром импро­визации.

В конце 60-х — начале 70-х гг. Минаев обра­щается к жанру сатирической сказки (наиболее удачные сказки помещены в «Искре» под названием «Старые сказки на новый лад»).

Как драматург Дмитрий Дмитриевич выступил в «Искре» с драматическими сценками сатирического характера. В 70-е гг. написал комедии «Либерал», «Спетая песня» (получил Уваровскую премию) и совместно с С. Худековым пьесу «Кассир». Пьесы Минаева мало­удачны, в них нет остроты социального конфликта.

Переводы Дмитрия Дмитриевича поэм Байрона («Дон-Жуан», «Чайльд Гарольд», «Манфред» и другие), Гейне («Германия»), Данте («Божествен­ная комедия») и другие малохудожественны: в них не передано своеобразия мыслей и стиля подлинника. Однако познава­тельное их значение бесспорно.

Лирика Минаева, претерпевшая эволюцию от некрасовских мотивов к надсоновским, в своей основе подражательна; поэт не­редко впадает в риторику, в мало удающийся ему патетический тон.

Творчество Дмитрия Дмитриевича далеко не равноценно. Стихотворениям его часто свойственна по­верхностность, выдвижение на первый план незначительных фактов (больше смеха ра­ди смеха, чем сатиры, каламбур, игра слов, трудная и какая-нибудь особенно фокусная рифма всегда соблазняли его настолько, что заслоняли собою подчас мысль). Интересный мастер стиха, Минаев не был большим поэтом, но он, бесспорно, имеет свое поэтическое лицо. Создатель жанра стихотворного сатирического фелье­тона, блестящий пародист, «король риф­мы», искусный эпиграмматист, Дмитрий Дмитриевич в луч­ших своих произведениях отстаивал де­мократические идеалы 60-х гг., оказал влияние и на дальнейшую русскую сатири­ческую поэзию.

Умер — [10(22).VII. 1889], Симбирск.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии