Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Некрасов Николай Алексеевич

Некрасов Николай Алексеевич

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич родился [28.XI (10.XII).1821, местечко Немиров Подоль­ской губернии] — поэт.

Детские годы Николая Алексеевича прошли на Волге, в родо­вой усадьбе отца, в селе Грешневе (ныне село Некрасово) Ярославской губернии.

Началом ум­ственного, эстетического и нравственного воспитания Некрасов обязан своей матери Елене Андреевне (урожденной Закревской) — женщине редкой духовной красоты, гу­манности и обаяния. С образом матери в поэтическом сознании Некрасова ассоциировал­ся идеально прекрасный образ русской женщины. Николай Алексеевич первый в русской поэзии создал возвышенный образ женщины - матери. С ее благородным обликом поэт связывал облагораживающие душу воздей­ствия жизни, поэзии, а впоследствии — и служение передовому общественному идеалу:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты —

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

На формирование характера Некрасова оказы­вали благотворное влияние широкие и

вольные просторы родной природы, не­повторимая красота Волги, близость к народной жизни.

Но рядом со светлыми явлениями, окру­жавшими детство поэта, царил густой мрак невежества, крепостнической жесто­кости, дикого помещичьего деспотизма. С ранних детских лет поэт был свидетелем страданий крепостного крестьянства.

Первоначальное обучение Николай Алексеевич получил дома под руководством ярославских семи­наристов.

В 1832 вместе с братом Андреем он поступил в Ярославскую гимназию.

В гимназические годы Николай Алексеевич много читал. Наиболее сильное впечатление оказали на него «Корсар» Байрона и ода «Воль­ность» Пушкина. В круг чтения входили также наиболее значительные журналы того времени: «Московский телеграф», «Телескоп», «Библиотека для чтения».

В гимназии он писал сатирические стихи на преподавателей и гимназистов.

В 1837 вышел из гимназии по болезни.

Через год (20 июля 1838) Некрасов покинул Грешнево и уехал в Петербург с рекомендательным письмом для поступления в Дворянский полк — в одно из военно-учебных заве­дений того времени. На этом настаивал отец. Но, узнав ранее от своей матери, что подлинное образование можно полу­чить в университете, а не в специальных шко­лах, Некрасов держал испытания в Петер­бургский университет в 1839 и в 1840.

Вследствие неудовлетворительной подготовки в гимназии он не выдержал испытаний и поступил в Петербургский университет воль­нослушателем. Посещения университета в 1839—41 не были регулярными; для юноши, лишенного какой бы то ни бы­ло материальной поддержки, начались годы крайней нужды. Временами Николаю Алексеевичу при­ходилось жить в жалких нищенских ноч­лежках и в «петербургских углах». «Ров­но три года,— вспоминал он впослед­ствии,— я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось, есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день». Нужна была боль­шая сила воли, выдержка и целеустремлен­ность, чтобы не сломиться в этой тяжелой борьбе с голодом, нуждой, бесприютностью.

В 1838 в 5-м номере журнала «Сын Оте­чества» появилось первое печатное стихотворение Некрасова «Мысль». Затем его произведения си­стематически печатались в петербургских журналах этой поры.

В 1840 вышла первая книга стихотво­рений Николая Алексеевича «Мечты и звуки», подписанная инициалами Н. Н. В книге молодого автора не было внутреннего единства, собственный поэтический голос Некрасова еще не выявился. Книжка не находила покупателя. Огорченный автор отобрал у комиссионеров все экземпляры и боль­шую их часть уничтожил.

Неудача первого сборника вызвала за­метный поворот в творчестве молодого поэта. Преобладающее место в нем стала зани­мать не романтическая лирика, а воде­вили, комедии, рассказы и повести. Поэт писал в эти годы критические статьи и рецензии, сказки в стихах и баллады.

В эти же годы была написана значитель­ная часть романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». «Господи! сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал...»,— вспоминал поэт впослед­ствии.

Ранее всего реалистические и демокра­тические тенденции начали обнаруживать­ся в водевилях и в прозе Некрасова «Поворот к правде», писал он в одной из автобиографических заметок, явился «отчасти от писания прозой, критических статей Белинского, Боткина, Анненкова и дру­гих».

Его водевили

«Утро в редакции» (1841),

«Актер» (1841),

«Петербургский ростов­щик» (1844) с успехом шли на сцене Александринского и Михайловского теат­ров. Водевиль «Петербургский ростов­щик» и пьеса «Осенняя скука» (1848) ста­вились и на сцене советских театров.

Заметные признаки «поворота к прав­де» обнаружились в ранних сатирических стихотворениях: «Говорун» (1843—45) и «Чиновник» (1844). Реалистическая основа ранних юмористических произведений Николая Алексеевича была отмечена Белинским. «Чиновника» он назвал «одним из лучших произведе­ний русской литературы 1845 года».

Ценой больших усилий Некрасову удалось добиться перехода в его руки журнала «Современник», влачившего после смерти Пушкина жалкое существование. Он привлек к участию в журнале лучшие лите­ратурные силы: Белинский и Герцен, Тургенев и Гончаров, Островский и Гри­горович, Л. Толстой и Салтыков-Щедрин печатали в «Современнике» свои произве­дения. Впоследствии в качестве членов редакции в журнал вошли Чернышевский и Добролюбов. Современник стал основной ареной деятельности, общест­венной трибуной русской революцион­ной демократии.

С обострением и усилением обществен­ной борьбы в стране из журнала ушли Л. Толстой, Гончаров, Тургенев. Редак­ция «Современника» привлекла к сотруд­ничеству целую группу талантливых демократически настроенных писате­лей: Н. Г. Помяловского, В. А. Слеп­цова, Ф. М. Решетникова, Н. В. Ус­пенского, Г. И. Успенского, П. И. Якушкина и других.

Огромных усилий стоила Некрасову борьба с цензурой. В проведении через препоны и рогатки цензуры статей Белинского, Чернышевского, Добролюбова и своих полных революционной страсти стихо­творений Некрасову принадлежит большая за­слуга. Его гражданскому мужеству, редкой настой­чивости и выдержке в значительной мере «Современник» обязан тем, что стал луч­шим журналом в стране.

В 1862 «Совре­менник» был приостановлен правитель­ством на восемь месяцев. Но сразу же после этой жестокой репрессии Некрасов на страницах возобновленного журнала на­чал печатать роман Чернышевского «Что делать?», заявив тем самым верность революционным принципам.

В 1866 после выстрела Каракозова в Александра II «Со­временник» был закрыт правительством.

Спустя два года поэт арендовал журнал «Отечественные записки». Под фактиче­ской редакцией Некрасова «Отечественные запис­ки» продолжили славные традиции «Современника». Редакторская работа в «Отечественных записках» не прекращалась почти до самой смерти поэта. Его деятель­ность — одна из самых ярких страниц в истории русской журналистики.

В творчестве Николая Алексеевича 1840-х гг. заметен сложный процесс поисков новых поэтиче­ских средств. Процесс этот отразился в преодолении неподвижности жанровых и стилевых форм, в разрушении привыч­ных традиций. Стихотворение «Современная ода» (1845),

«Колыбельная песня» (1845),

«Сек­рет. Опыт современной баллады» (1855) не содержат в себе ни видовых, ни стилистических признаков жанра, обо­значенного в заглавиях и подзаголов­ках стихотворений. Господствующим эле­ментом этих, по существу совсем не сатирических, жанров (ода, колыбельная пес­ня, баллада) становятся у него гневная ирония, сарказм, часто прямая сатири­ческая инвектива. Столкновение тради­ционных форм с новым, обличительным содержанием увеличивало сатирическую силу стихотворений.

В середине 40-х годов под редакцией поэта выходят альманахи

«Физиология Петербур­га» и «Петербургский сборник». В первом из них был опубликован очерк Некрасова «Петербург­ские углы» и стихотворение «В дороге».

Стихотворение «В дороге» (1845) внешне связано с традиционной темой русской поэзии. Поэт разработал эту тему глубоко нова­торски. В центре тематически родствен­ных стихотворений предшественников находился лирический субъект. Его чув­ства, размышления, душевное настроение определяли основное содержание произ­ведения. У Некрасова в центре стихотворения — душевный мир крепостного крестьянина. В литературе середины 40-х гг. не было дру­гого произведения, которое с такой си­лой осудило бы крепостное право — источник народного горя.

В лирике Николая Алексеевича не только раскрывался чувствующий и мыслящий субъект, с его иногда мимолетным чувством и настрое­нием, в нее широко вошел объективный мир в резких противоречиях и конфлик­тах. Личная судьба некрасовского героя раскрывалась в многообразных семейно-бытовых и общественных связях. Поэто­му трагическая судьба Груши («В дороге») и деревенской красавицы («Тройка», 1846) выразила общую судьбу русской крепостной крестьянки. Развернутая эпически повествовательная часть стихотворения «В дороге» проникнута авторским ду­шевным настроением. Лиризм в нем не менее силен, чем в стихотворении «Тройка», пре­исполненном фантазии и чувства. В первом стихотворении лирический поток как бы прерывается вторжением объектив­ного действия, во втором — мимолетная внешняя сцена служит источником лирического чувства и фантазии автора. В том и другом случае явления объективного ми­ра вступают в неразрывное единство с субъ­ективным миром поэта. Народные судьбы становятся основным содержанием поэзии, народное чувство — авторским чувством.

Напряженность творческих исканий проявилась в большом цикле стихотворений о назначении поэта и поэзии:

«Вче­рашний день, часу в шестом...» (1848),

«Муза»(1851),

«Блажен незлобивый поэт...» (1852),

«Праздник жизни — молодости годы...» (1855),

«Безвестен я...» (1855),

«Демону» (1855),

«Замолкни, Муза мести и печали!..» (1855),

«Чуть-чуть не говоря» (1855),

«Поэт и гражданин» (1856).

Все они проникнуты мыслью о новой, демократической поэзии, поэзии нового содержания, форм и стремлений. Когда идейно-эстетические позиции автора определятся с достаточной ясностью, число поэтических деклараций снизится, чтобы увеличиться вновь в пору подведения творческих итогов.

Основное настроение лирики Николая Алексеевича 1840-х гг.— настроение отрицания и про­теста. Его горькие упреки и бичующее негодование обращены против испорчен­ности всего социального механизма, про­тив того мира, где унижено достоинство личности, где страдает бесправный и обездоленный человек.

Высок и интенсивен лиризм Некрасова, его ге­рой ненавидит и проклинает, стонет и не­годует со всей напряженностью лириче­ского чувства. Реализм мышления поэта предполагает не только верную передачу впечатлений, душевного состояния, но и воздействия реального мира на внут­реннее состояние героя. Вместе с отрица­нием и мужественным осуждением поро­гов и слабостей героя отрицается с от­крытым и прямым сатирическим негодо­ванием среда, породившая эти пороки. Восставший про­тив рабства привычек, герой осуждает социальные источники этих привычек — крепостнический быт и порожденные им античеловеческие нравы. Характеру поэтической концепции соответствовали при­нятый поэтом тон «горькой песни» и мед­лительные трехсложные размеры.

Разнообразна по содержанию интимная лирика Николая Алексеевича. Ей свойственны сложные ли­рические переживания: и высокое, ра­достное чувство разделенной любви, и беззаботная веселая шутка («Где твое личико смуглое»), и горькие чувства рев­ности, размолвок, взаимного непонима­ния. Это не любовь отъединенного от житейских волнений эпикурейца, а го­рячее, нервное чувство утомленного и по­давленного общественной и личной не­устроенностью труженика. Любовные сти­хи поэта тесно связаны с его гражданской лирикой: столкновения и трагедии, раз­рушающие счастье любви, раскрываются автором как выражение общей неустро­енности мира.

Преобладающим элементом стихотво­рений Некрасова в 1845—55 явилась сатира. Художественным творчеством и критиче­скими статьями поэт утверждал направле­ние «обличения и протеста». «Карающую лиру» гневного сатирика он провозгласил идеалом современной поэзии. Терновый венок на голове певца был, по его мне­нию, символом высокой гражданствен­ности.

Середине 1850-х гг. — важный момент в истории страны: к этому времени становится очевидной «гнилость и бессилие» самодержавия. Казавшаяся всесильной правительственно-чиновная бюрократия, окончательно утратившая связи с народ­ной жизнью, стала причиной разрушения производительных сил страны, преградой на путях ее развития. Безответственный перед лишенным гражданских прав на­родом, правительственный аппарат дошел до крайних пределов наглости и хам­ства. Росло возмущение порабощенных крестьян, в общественное движение вклю­чилась новая, близкая народу сила — разночинцы.

В годы Крымской войны Николая Алексеевича глубоко осознал, что подлинной реальной и исто­рической силой является народ («народ- герой, в борьбе суровой ты не шатнулся до конца»), что идею исторического про­гресса выражают те силы, которые под­держивают и развивают коренные на­родные стремления. Сознание органично­сти связей разночинной интеллигенции с народом, освободительной ее деятель­ности с народной борьбой видоизменяло мироощущение поэта, углубляло и обога­щало его эстетические принципы.

Жизненность направления «отрицания и протеста» никогда не подвергалась сомнению Некрасова. Но уже к середине 1850-х гг. он глубо­ко осознал, что жизненная правда искус­ства неизмеримо усилится, если в нем будет выражена правда нового, высше­го художественного и общественного идеала.

Отрицание без утверждения кажется ему недостаточным: «Уж очень мы загна­ли нашего седого Митрофана»,— скажет он в одном из писем этого времени. «Зло­бою сердце питаться устало — Много в ней правды, да радости мало»,— так будет выражена эта идея в лиричес­ком вступлении к поэме «Саша». Отчет­ливо прозвучит она и в финале произве­дения.

Советские исследователи справедливо подчеркивают критическую направлен­ность творчества поэта. Высоко ценил его сатирический талант Ленин. Сам поэт говорил, что в отношении высших клас­сов у него «всегда и везде сатира». Однако народная жизнь как преобладающее и почти универсальное начало его твор­чества, революционный характер мыс­ли поэта с неизбежностью предполагали выявление положительных сторон в самой этой жизни и в ее основных тен­денциях.

Некрасов создал целую галерею возвышенно- прекрасных образов: это прежде всего подлинные герои новой эпохи — рево­люционные демократы (поэмы:

«Белин­ский»,

«Несчастные»,

«Кому на Руси жить хорошо»,

стихотворения:

«Памяти Добролю­бова»,

«Не рыдай так безумно над ним...»,

«Н. Г. Чернышевский» и другие); это герои­ческие характеры из народной среды: Прокл и Дарья, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Корчагина, Савелий-бо­гатырь и многие другие; наконец, образы идеаль­но-прекрасных людей в историко-героических поэмах: дедушка, княгиня Тру­бецкая, княгиня Волконская и других.

Ос­новной пафос первой поэмы Некрасова Н.А. «Саша» — в утверждении нового человека, у кото­рого слово не расходится с делом, убеж­дения — с действиями.

Поэзия Николая Алексеевича — поэзия глубокого анализа, сильного чувства, высоких идей. Она за­ставляла читателя думать, искать новое, протестовать против неправды.

Сборник его стихотворений, вышедший в 1856, явился большим событием в русской поэ­зии. В его поэзии выразилось новое понима­ние взаимных отношений передовой де­мократической интеллигенции и народа. Это понимание определяло личное и социальное чувство нового человека. Путь многих героев Некрасова тернист и труден, но они верят в правоту своего дела, в неиз­бежность победы нового над старым. Эти идейно-психологические черты отделяют их резкой гранью от созданного русской литературой «лишнего человека». На сме­ну страдающему и рефлектирующему ге­рою пришел человек активный, целеуст­ремленный, борющийся, самая гибель которого — момент утверждения граж­данской личности и ее высокого, револю­ционного дела.

В годы первой революционной ситуа­ции в стране поэтический голос Некрасова приобрел полную силу. Поэт создал такие ли­рические шедевры, как

«Размышления у парадного подъезда» (1858),

«Песня Еремушке» (1858),

«Что ни год — умень­шаются силы» (1861),

«Похороны»,

«Ты как поденщик выходил» (1861),

«Свобода» (1861).

Произведения высокого граждан­ского пафоса, они совмещали в себе и глубокие лирические размышления, и гневную сатиру, и высокую патетику. В стихотворениях 1861 года —

«Что ни год — уменьшаются силы»,

«Ты как поденщик выходил»,

«Свобода» Николая Алексеевича резко осудил крестьянскую реформу. Когда вся офи­циальная и либеральная пресса печатала восторженные оды в честь свободы и царя-освободителя, поэт с грустью писал о несостоявшейся крестьянской свободе:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Как всегда, поэт оказался вместе с на­родом, он оценил реформу как прямой обман, как издевательство над крестьянами. Его стихотворения этого времени — страстный призыв к борьбе за настоящую свободу.

Элегический тон стихотворения «Что ни год — уменьшаются силы» противостоял офи­циальной патетике, крикливым одам в честь свободы, которые слагались в великом множестве. Но грусть и тоска не могли стать преобладающим чувством в бурном 1861. Крестьянская Русь вол­новалась и боролась против того обмана, который именовался громким именем — свобода.

Стихотворение «Ты как поденщик выхо­дил», написанное в разгар крестьянской борьбы — летом 1861, содержит прямой призыв к борьбе за подлинную свободу, за настоящее счастье.

Один из существенных признаков ли­рического произведения — лирическая задушевность — получает у Некрасова особый ха­рактер. Центром глубоко сосредоточен­ного и сильного лирического чувства становятся сложнейшие и важнейшие мо­менты современной народной жизни.

По глубине содержания и лирического чувства выделяются стихотворения, посвященные печальной судьбе народных заступников:

«На смерть Шевченко»,

«Памяти Добролюбова»,

«Не рыдай так безумно над ним...».

В них создан возвышенно-героический образ человека новой эпохи, самоотверженно восставшего про­тив черных антинародных сил.

В стихотворениях Николая Алексеевича 1860-х гг. господ­ствует стремление охватить народную жизнь во всей ее полноте и целостности. В некоторых из них объективный мир включается в лирическую сферу, подчи­няется душевному настроению автора, поэт «схватывает» те факты и явления, которые созвучны его внутреннему настроению

(«Плач детей», 1860;

«Зеленый шум», 1862;

«Рыцарь на час», 1860).

В других существенные стороны реально­го мира предстают во всей своей жизнен­ной конкретности; в стихотворениях этого ряда переплетаются свои и чужие чувства и воспоминания, в них преобладает по­вествовательная форма, широко представ­лена речь героев, их переживания, рассу­дительность и предрассудки, умная на­родная ирония и крайняя наивность жиз­ненных представлений

(«Знахарка», 1860;

«Деревенские новости», 1860;

«Крестьян­ские дети», 1861;

«Железная дорога», 1864, и другие).

Как те, так и другие — произведе­ния большой мысли, глубокого чувства, значительного содержания. Эти стихотворения предвещали и под­готавливали произведения крупных жан­ров — эпические поэмы Некрасова

«Мороз, Крас­ный нос» и

«Кому на Руси жить хорошо», которые должны были выразить дух на­рода, представить народную жизнь во всем многообразии связей и опосредствований. Эта высокая задача диктовалась всем ходом исторического процесса, ши­роким размахом борьбы народа и горь­кой превратностью его судьбы. Недаром замысел эпических созданий «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо» падает на годы революционной ситуации.

В поэме «Коробейники» (1861) еще за­метны те начала, которые сложились в пору «натуральной школы». Это скорее повесть в стихах, чем поэма. Подлинными (и для русской поэзии беспрецедентными) эпическими поэмами явились «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо». В возвышенно-прекрасных образах ве­личавой славянки Дарьи, жены Прокла, нашел художественное выражение идеал красоты и духовной силы народа. Обаятельно нежная в отношении к мужу («Я ему молвить боялась, как я любила его»), заботливая и любящая мать. Дарья преисполнена строгим трудовым и одно­временно поэтическим отношением к миру. Яркие картины крестьянского труда, ра­дость и горе дружной семьи, светлые меч­ты о счастье детей, представления Дарьи о жизни природы, песни и плачи — все это овеяно высокой поэзией, во всем от­ражается богатство внутреннего мира крестьянки, красота и сила ее души. Эпическая по основному колориту, поэма воссоздавала полноту и целостность народного характера, внушала чита­телю веру в творческие возможности народа, в его способность изменить свою судьбу.

К 1866—67 относится группа так называемых пока­янных стихотворений поэта: «Ликует враг...» (1866),

«Умру я скоро...» (1867),

«Зачем меня на части рвете...» (1867).

Все они связаны с трагическим для поэта поступком. Же­лая в условиях разгула реакции спасти от разгрома журнал «Современник», Некрасов выступил публично с хвалебными сти­хами в честь «мастерового из крестьян Костромской губернии» О. Комиссарова, которого благонамеренная пресса объяви­ла «спасителем» Александра II (по офи­циальной версии Комиссаров помешал Каракозову совершить меткий выстрел в царя). Затем стихи эти Некрасов напечатал в четвертой книжке «Современника» за 1866. Спасти журнал ему не удалось — «Современник» был закрыт правитель­ством; но, воспользовавшись ошибкой Некрасова, реакционная пресса, обвинила его в ко­рыстолюбии, продажности и так далее.

Поэт честно и мужественно признал свою вину. Но и в своих публичных «покаяниях» он клеймил позором людей и обстоятельства, которые, казалось, с роковой неизбежностью вынуждали чело­века на рабские поступки.

В конце 1860-х — в 1870-е гг. Николай Алексеевич Некрасов соз­дает стихотворения высокого гражданско­го пафоса:

(«Душно! без счастья и воли», 1868,

«Н. Г. Чернышевский», 1874).

В эти же годы им написаны замечательные циклы стихотворений, посвященных русским детям:

(«Дядюшка Яков»,

«Пчелы»,

«Генерал Топтыгин», 1867;

«Дедушка Мазай и зайцы»,

«Соловьи», 1870);

в его ли­рике усиливается жанр элегии:

(«Три элегии», 1873;

«Уныние»,

«Элегия» 1874;

«Последние песни», 1876 — 77).

Глубокое элегическое чувство перебивается в них чувством активной деятельности, проте­ста, борьбы. Гражданское мужество достигло в этих произведениях предельной выразитель­ности, высоты и силы. Страдающий и бо­рющийся поэт в условиях разгула реак­ции, полной безответственности прави­тельства перед народом предъявлял новые, повышенные требования к поэзии. Поэт искренне сочувствовал борьбе революционных народников. Известному в истории русской революционной борьбы рабочему Петру Алексееву, Некрасов переправил в тюрьму свое запрещенное цензурой стихотворение «Смолкли честные, доблестно пав­шие...». И хотя это стихотворение было написано ранее (1874) и по другому по­воду, оно выражало общее отношение поэта к революционной борьбе.

Симпатии Некрасова к революционным деятелям 1870-х гг. выразились во многих его стихотворениях:

(«Сеятель», 1876;

«Моле­бен», 1876;

«Есть и Руси чем гордиться», 1877, и другие.).

В начале 1870-х гг. Некрасовым Н.А. созданы историко - героические поэмы:

«Дедушка» (1870) и

«Русские женщины» («Княгиня Трубец­кая», 1871, и «Княгиня Волконская», 1872). В середине десятилетия появи­лась сатирическая поэма «Современники» (1875); она была включена поэтом в сборник «Последние песни» (1877).

Поэзия Некрасова Н.А. 1860—70-х годов имела жанровое разнообразие:

историко-героическая («Дедушка», «Русские женщины»),

лирическая («Мать», 1877),

сатирическая («Современники», «Кому на Руси жить хорошо» (1863—77).

В творчестве Некрасова Николая Алексеевича отразилась целая эпо­ха, эпоха высшего подъема освободитель­ной борьбы в России на протяжении всего прошлого века. Его муза положила начало новому этапу в истории русской литературы. Творчество лучших советских поэтов развивается под благотворным воздействием его поэзии.

Умер - [27.XII.1877 (8.I.1878)], Пе­тербург.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии