Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич

ПУШКИН Александр Сергеевич родился [26.V(6.VI). 1799, Москва] — поэт.

Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного дворянского ро­да. Имена его предков не раз встречаются на страницах русской истории.

Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганни­бала, «арапа Петра Великого», ставшего впоследствии русским генералом. Сергей Львович увлекался литературой. В их доме бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, молодой Жуковский. Дядя Александра Сергеевича, Василий Львович, был изве­стным поэтом. По воспоминаниям брата, «страсть к поэзии проявилась у Александра с пер­выми понятиями».

Восьми лет он уже сочи­нял стихи. Еще в детские годы позна­комился с произведениями русских поэтов XVIII века, с комедиями Мольера, Бо­марше, с сочинениями Вольтера. Дру­гим источником духовного развития были рассказы бабушки о старине, сказ­ки няни Арины Родионовны.

В 1811 Александр Сергеевич поступает в только что открывшийся тог­да Царскосельский лицей. Творческая жизнь его начинается в годы национально-патриотического подъ­ема, вызванного войной 1812, пробудив­шей патриотические чувства юного поэта. Другим явлением, определившим духовное и нравственное развитие поэта, было на­чавшееся еще в годы его пребывания в ли­цее освободительное движение в среде дво­рянской молодежи, в дальнейшем дви­жение декабристов. Уже в лицее он про­никается вольнолюбивыми идеями, кото­рые находили благодатную почву среди лицеистов. На развитие свободомыслия поэта большое влияние оказали произведе­ния Радищева, сочинения французских просветителей XVIII в. Лекции Куницына, беседы с Карамзиным, встречи с Чаадаевым, ставшим его другом, обогаща­ли духовный мир поэта, расширяли его политический кругозор. Александр Сергеевич стоял в центре интеллектуальной жизни воспитанников лицея, поражая товарищей своей начи­танностью, остротой ума и особенно своим поэтическим талантом. Близкими его друзья­ми стали лицеисты Пущин, Кюхель­бекер, будущие декабристы, А. Дельвиг.

Самым ранним, дошедшим до нас поэти­ческим произведением Пушкина-лицеиста яви­лось стихотворение «К Наталье» (1813), написан­ное в духе любовных посланий того вре­мени.

В 1814 в печати появилось первое стихотворение «К другу сти­хотворцу», напечатанное в «Вестнике Европы».

В 1815 на лицейском экзамене, в присутствии восхищенного Дер­жавина, он читает «Воспоминания в Цар­ском Селе». Стихи его проникнуты пафо­сом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабст­ва. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Его лицейская поэзия поражает, широтой своей тематики, жиз­нерадостностью, оптимизмом. В ней наме­чаются темы культуры, искусства, творче­ства («К Батюшкову», «Городок», «К Жу­ковскому»).

В юношеских литературных увлечениях и исканиях поэта нашли свои от­клики многие прогрессивные явления рус­ской и зарубежной литературы XVIII — начала XIX в. Значительное влияние на его лицейское творчество оказали «легкая» поэзия Батюшкова, застольные песни поэта-партизана Дениса Давыдова, сати­ра И. А. Крылова. Среди современни­ков поэт особенно выделяет Батюшкова и Жуковского, решительно отвергая за­щитников устаревшего классицизма. В большом сатирическом обозрении «Тень Фонвизина» Александр Сергеевич нападает на литературных староверов, высмеивает бездарных поэ­тов из лагеря шишковистов. Но, вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти своим путем. Он не хочет «парить» вслед Державину, ему чужды мистиче­ские увлечения Жуковского и сентимен­тализм Карамзина. Он требует от поэзии истины в выражении чувств. В ряде сти­хотворений:

«Казак»,

«Желание»,

«Сон»,

«Послание к Юдину» заметны реалисти­ческие детали, в которых виден будущий Пушкин — поэт действительности. Он не огра­ничивается лирикой: с первых лет своего творчества он стремится к большим поэти­ческим формам.

В лицейской поэме «Монах» (1813) он иронически откликается на мистику и ханжество аристократиче­ского клерикализма. Фривольные мотивы и образы поэмы складываются у него под влиянием «Орлеанской девственницы» Вольтера. В подражание Радищеву Александр Сергеевич начинает писать сказочную поэму «Бова», исполненную намеков на политические события того времени.

Разнообразны и поэтические формы лицеиста. Ему в рав­ной степени были доступны державинская патетика, гражданско-витийственная лирика, элегичность и мелодичность сти­хов Жуковского, пластичность образов Батюшкова, гусарская манера Давыдова. Известность поэта рано выходит за стены лицея. Он сближается с Жуковским, Ба­тюшковым, Вяземским.

В 1816 часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском Селе. Еще в лицее становится членом литературного общества «Арзамас».

В начале июня 1817 состоялся выпуск лицеистов. Лето этого года Александр проводит в Михайловском, а затем возвращается в Петербург. Он жадно предается всем наслаждениям жизни, круг его знакомств и связей становится широк и разнообра­зен. Поэт увлекается драматическим и ба­летным театром, становится, по его при­знанию, «почетным гражданином кулис». У него возникают дружеские знакомства с виднейшими артистами того времени — Семеновой, Колосовой, Яковлевым. В до­ме А. Шаховского встречается с Гри­боедовым и Катениным. Первые его выступ­ления как критика связаны с театром («Мои замечания о русском театре»). В Петербурге сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодежи (Чаадаевым, Н. И. Тургеневым, Н. Крив­цовым, Якушкиным, Н. Муравьевым), становится участником близкого к декабристам литературно-политического кружка «Зеленая лампа».

В поэзии этих лет продол­жают развиваться темы лицейского перио­да, связанные с прославлением веселья и наслаждения жизнью

«Торжество Вакха»,

«Веселый пир» и другие.

Вместе с тем усиливаются элегические мотивы, носившие предромантический характер и в значительной мере развивавшиеся в его лирике под влиянием творчества Жуков­ского. В петербургский период лирика Александра Сергеевича особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями. Первым значительным произведением пос­ле выхода из лицея была ода «Вольность». В связи с конституционной речью Александра I в Варшаве в конце 1818 Пушкин пишет знаменитый «Noel» («Сказки»), смеясь над обещаниями царя и либераль­ными надеждами современников.

К 1820 относится стихотворение «К Чаадаеву», в котором идея свободы сливается с идеями патрио­тизма.

Летом 1819 в селе Михайловском он пишет стихотворение «Деревня» с резкой критикой крепостных нравов. К петербург­ским годам относятся и эпиграммы Пушкина— на Аракчеева, на архимандрита Фотия и других реакционных деятелей Александровского царствования. Именно в эти годы за ним упрочивается слава первого поэта вольности, выразителя передовой молодежи своего времени и вместе с тем выразителя прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. Александр I, взбешенный деятельностью поэта, его популярностью, намеревается сослать его в Соловки или в Сибирь. Лишь заступничеством Карам­зина, Жуковского и А. И. Тургенева удалось заменить Сибирь ссылкой на юж­ную окраину России, куда поэт и отпра­вился в мае 1820.

Творчество Александра Сергеевича петербургского периода завершается выходом летом 1820 поэмы «Руслан и Людмила», которая создавалась в течение трех лет. Поэма заключала в себе достижения пушкинской поэзии лицейской и петербургской поры — ана­креонтические и элегические мотивы, ро­мантические настроения и раздумья по поводу жизни и слабые еще черты русской народности. Поэма «Руслан и Людмила» означала разрушение старой, классици­стической поэтики, поэтому выход ее вы­звал ожесточенные литературные споры. В творческом развитии поэта «Руслан и Людмила» явилась переходом к ро­мантизму.

Прибыв к месту ссылки, он заболел и был найден в какой-то лачуге проез­жающими Раевскими, вместе с которыми продолжил путеше­ствие на Кавказ и в Крым, оставившее глубокий след в его творчестве. В эту пору он знакомится с поэзией Байрона.

По дороге в Гурзуф (Крым) он написал элегию «Погасло дневное светило», открывающую романтический период в его поэзии. Возвратившись из путешествия, Пушкин попадает в Кишинев, где встречает­ся с арзамасцем генералом М. Ф. Орловым, знакомится с Охотниковым, членом «Сою­за благоденствия».

К концу лета 1821 относятся заметки по русской истории XVIII века, в которых разоблачается реакционно-крепостниче­ский характер политики Екатерины II, всячески прославлявшейся дворянской публицистикой.

К древнерусским преда­ниям обращается поэт в «Песне о вещем Олеге» (1822), все глубже проникая в дух русской народности. В начале южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем рево­люционных настроений в среде декабри­стов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением на Западе и политическими событиями начала 20-х гг.

В 1821 были написаны стихотворения:

«В. Л. Давыдову»,

«Кинжал»,

«Наполеон»,

поэмы:

«Гавриилиада»,

«Кавказский пленник» (1820—21).

Герой поэмы — «отступник света», «друг при­роды», убежденный в том, что естественное состояние человека — это его свобода и независимость. «Кавказский пленник» лишен нарочитой экзотичности, элементов таинственности в развитии сюжета. Герой поэмы взят из реальной рус­ской действительности. Сам поэт ценил в ней изображение горских нравов, по существу мало связанное с сюжетом поэмы.

Сюжет второй романтической поэмы Пушкина — «Братья- разбойники» (1821—22) был прямо связан с действительным происшествием — побе­гом двух разбойников из кишиневской тюрьмы. Для создания необходимого коло­рита поэт использует мотивы разбойничьих песен, вводит народно-бытовое просто­речие. Поэма осталась незавершенной.

Поэма «Бахчисарайский фонтан» (1822—23), самое значительное произведение романтического периода, сю­жетом которой послужило местное преда­ние о любви крымского хана к пленнице-христианке и о ее драматической гибели. Романтическая драма возникает из столк­новения людей, выросших на почве двух различных цивилизаций: христианской — образ Марии (Потоцкой) и восточно-мусульманской, воплощенной в образе крымского деспота хана Гирея. «Бахчисарайский фонтан» поразил читателя своим лириз­мом, драматическим сюжетом, роскошью красок, элегическим образом фонтана, поэтическим изображением крымской природы, гармонией и музыкальностью стиха. Успех поэм был огромен.

По сло­вам Белинского, «эти поэмы читались всею грамотною Россией». Южные поэмы Пушкина А.С. способствовали окончательному раз­грому отживающего классицизма. Но, будучи на стороне противников класси­цизма, поэт многое не одобряет и в твор­ческом опыте современных ему роман­тиков. В ходе полемики поэт отстаивал «истинный романтизм», который, по его мнению, состоит в следовании «истине жизни».

Арест В. Ф. Раевского, начавшееся вслед за этим преследование кишиневских «либералистов» сделали пребывание поэта в Кишиневе чрезвычайно тягостным. О возвращении в Петербург нечего было и думать. Удалось добиться согласия Александра I на перевод поэта в Одессу чиновником канцелярии новороссийского генерал-губернатора графа Воронцова.

В начале июля 1823 он приехал в Одессу. Здесь были написаны три первые главы «Евгения Оне­гина».

С начала 1823 года стала спадать волна революционного и национально- освободительного движения в Западной Европе. Александр Сергеевич переживал творческий кризис.

Его лирика 1823 и 1-й половины 1824 («Свободы сеятель пустынный», «Демон» и другие) полна мотивов разочарования и грусти. Обост­рились его отношения с Воронцовым, «придворным хамом» и «вандалом», как называл его Александр Сергеевич. Поэт увлекся Е. К. Ворон­цовой, любовь к которой долго его волно­вала и нашла свое отражение в лирике («Прощай, письмо любви, прощай», «Та­лисман» и других). Воронцов, взбешенный пушкинскими эпиграммами, настойчиво требует удаления ненавистного ему поэта. Врагам поэта помог случай. В руки прави­тельства попало перехваченное полицией письмо, в котором поэт отрицал «бессмертие души» и одобрял атеизм как «систему... более всего правдоподобную». Безбожие считалось государственным преступле­нием. Александр I приказал уволить поэта со службы и отправить в новую ссылку— в усадьбу его отца, село Михайловское Псков­ской губернии, под надзор полиции и церк­ви.

31 июля 1824 Александр Сергеевич выехал из Одессы, а 9 августа был в селе Михайловском. Там про­водила лето вся его семья. Вско­ре, однако, отец и все родные уехали. Началась уединенная жизнь в из­гнании. В Михайловском поэт вел жизнь, заполненную чтением и творчеством. «Соседей около меня мало,— писал он.— Я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко... вечером слу­шаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; она — единственная моя по­друга, и с нею только мне не скучно...».

К нему приезжали И. И. Пущин - январь 1825, Дельвиг- весна 1825.

В Михайловском Пушкин близко столкнулся с жизнью крепостного кресть­янства. Он любил беседовать с крепост­ными, бывал на ярмарках, наблюдал быт народа. В Михайловском развился и окреп зародившийся еще в детстве интерес Александра Сергеевича к народному творчеству. Поэт записывал русские обрядовые и исторические песни, вечерами слушал сказки няни Арины Родионовны, записывал их. «Что за пре­лесть эти сказки! Каждая есть поэма»,— писал он брату. «Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка»,— заявлял Пушкин. В пору жизни в Михайловском поэт достигает своей полной зрелости и могучей силы.

Послед­ним произведением романтического периода была поэма «Цыганы», начатая еще в Одессе в январе 1824 и законченная в Михайловском осенью того же года. «Цыганы» развивают тему «Кавказского пленника». Обе поэмы сближает их глав­ный герой. Изображая характер Алеко, Пушкин защищает свободу личности, но вместе с тем герой «Цыган» подвергается и кри­тическому осмыслению. Александр Сергеевич уже перестает связывать идею свободы с романтическим героем, который оказывается сам внут­ренне не свободным, отравленным инди­видуалистической психологией. В поэме «Цыганы» намечается его переход к реализму. Исторические события конца XVIII — начала XIX в. заставляли мыслящих русских людей все чаще задумываться над общест­венными противоречиями, свидетелями которых они являлись.

К наиболее глу­боким для того времени выводам из бур­ных событий своей эпохи поэт пришел в середине 20-х гг. Ему стало ясно, что огром­ной силой исторического процесса явля­ются народные массы. Что вопрос о серьез­ных политических изменениях в жизни народов не может решаться без уяснения реальной обстановки этой жизни, ее национально-исторических особенностей и закономерностей. Художественное от­ражение национального прошлого народа осознается им как важная задача русской литературы. «История народа принадле­жит поэту»,— пишет он в феврале 1825 поэту Н. И. Гнедич.

Зимой 1824—25 идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, просит брата прислать ему материалы о жизни Пугачева, интере­суется личностью другого вождя крестьян­ских восстаний в России — Степана Ра­зина, о котором в 1826 пишет несколько песен в духе народной поэзии.

С большим творческим подъемом создается трагедия «Борис Годунов», посвященная историче­ским событиям конца XVI века. Материалом для трагедии явились «История государ­ства Российского» Карамзина, русские летописи. В трагедии поэт ставил своей задачей показать «судьбу народную, судь­бу человеческую». «Борис Годунов» заме­чателен глубоким реализмом, поэтическим проникновением в характер русской исто­рии, исторической верностью и широким размахом нарисованных в нем картин русской жизни конца XVI— начала XVII в. Александр Сергеевич совершил подлинный переворот в рус­ской драматургии, решительно повернув ее в сторону сближения с действитель­ностью.

В 1825 в два дня пишет шутливую повесть «Граф Нулин», продолжает работу над романом «Евгений Онегин».

В Михайловском созрел художествен­ный реализм поэта. Верность действитель­ности, «истина жизни» становятся важней­шим эстетическим критерием поэта. В духе новых принципов реализма и народ­ности развивается в эти годы его лирика. В стихотворении «19 октября» (1825) он в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов.

В стихотворении «Зимний вечер» возникают картины родной при­роды, звучат мотивы русской сказки.

К середине 20-х гг. Александр Сергеевич становится признанным главой русской литературы, ее великой надеждой. «На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин»,— пишет ему поэт-декабрист Рылеев. В Ми­хайловском Пушкин преодолевает тягостные на­строения, охватившие его в 1823.

В стихотворении «Андрей Шенье» (1825) поэт выражает твердую веру в будущее и снова оптими­стически провозглашает неизбежность торжества свободы.

В том же 1825 создает «Вакхическую песнь» — торжест­венный гимн человеческому разуму, пре­одолевающему «ложную мудрость». В этой песне, в стихах «Если жизнь тебя обманет» и особенно в стихотворении «Я помню чудное мгно­венье» поэт с поразительной поэтической силой выразил многообразие своих пережи­ваний.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено А. П. Керн, которая увлекла воображение поэта. Поэт воспевает в нем могучую силу любви и красоты, преображающую человека.

14 декабря 1825 в Петербурге произошло восстание декабристов. Александр Сергеевич тяжело пере­жил трагическую судьбу лучших людей его времени, среди которых были и его друзья. Он думал и о своей судьбе изгнан­ника. Перемены в своем положении ему пришлось ждать несколько месяцев. Ни­колай I колебался в определении участи ссыльного поэта, решил его проверить. В ночь с 3 на 4 сентября поэт в сопровождении фельдъегеря был отправлен в Москву. Он вез с собою стихотворение «Пророк», испол­ненное страстного Желания «глаголом жечь сердца людей». Прямо с дороги поэт должен был явиться к царю. Александр Сергеевич держал себя смело, и говорил откровенно. На вопрос Николая I, где бы он был 14 декабря, если бы находился в Петербурге, поэт отвечал: «Был бы в рядах мятежников». Коронованному палачу декабристов при­шлось перетерпеть это смелое заявление поэта. Из показаний декабристов Нико­лай I знал об огромном влиянии поэзии Пушкина на развитие свободомыслия в России. Освободив поэта из ссылки, Николай надеялся в дальнейшем привлечь его на свою сторону «милостивым» обращением.

Москва восторженно встретила поэта. Он встречается в ней с друзьями — Вяземским, Чаадаевым, Баратынским и Вене­витиновым, с великим польским поэтом Адамом Мицкевичем. Впоследствии в стихотворном отрывке «Он между нами жил» поэт вспоминал о том, как в беседах с Мицкевичем они мечтали о «временах грядущих, когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся». Александр Сергеевич остался верен своим ссыльным друзьям-декабристам. Свою неразрывную связь с ними поэт подчеркивает в стихотворении «19 октября 1827», «Арион».

Александр Сергеевич первый дал высокую историческую оценку делу декабристов.

В 1827 пишет исторический роман из эпохи Петра — «Арап Петра Великого».

В 1828 написана поэма «Полтава», в которой героическое дается как реаль­ная история народа, сохранившаяся в его памяти. Образ самого Петра также герои­чен, но в обрисовке его Пушкин не прибегал ни к искусственной героизации, обычной для классицистической эпопеи, ни к ро­мантическим эффектам. В грандиозной картине Полтавского боя нет ничего условного, официально-помпезного, рито­рического. Поэт полон гордого патрио­тического чувства и восхищения перед славной победой. Изображение огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с роман­тической ситуацией драматической любви Марии к Мазепе. В «Полтаве» поэт пытается сочетать жанр старой, героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной ро­мантизмом, что соответствовало двум основным темам «Полтавы». Настойчивый интерес к эпохе и личности Петра I был связан не только с надеждами поэта добиться от правительства прогрессивных реформ, подобных реформам Петра. Тема Петра I обусловливалась всей пушкинской кон­цепцией исторического развития России. Александр Сергеевич считал, что русский народ благодаря реформам Петра вступил на путь просве­щения, тем самым обеспечив себе в буду­щем возможность свободы.

На 2-ю половину 20-х гг. приходится расцвет лирической поэзии Александра Сергеевича. Он создает полные глубокой мысли и задушевного чувства произведения:

«Три ключа»,

«Воспоминание»,

«На холмах Грузии»,

«Я вас любил» и десятки других. Лирика его, как эхо, откли­кается на все благородное и светлое в человеке и знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенном в стихах о любви. В них наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее неизменно побеждающие светлые начала, в ее будущее. Вскоре раскрылся истинный смысл установленной над ним личной цензуры царя. Поэту не разрешалось не только издание новых его произведений без предварительного цар­ского просмотра, но и чтение их, где бы то ни было. «Борис Годунов» оказался на несколько лет под запретом. За публичное чтение своей трагедии Пушкин получил выговор.

Летом 1828 над поэтом нависла угроза новой ссылки. Николаю I стала известна безбожная поэма «Гавриилиада». Ему при­шлось писать царю объяснительное письмо. Тяжелые чувства и раздумья нередко овладевали поэтом, отражаясь в его творчестве («Воспоминание», «Дар напрасный, дар слу­чайный»). «Снова тучи надо мною собралися в тишине»,— пишет он в 1828. Но тут же, как бы ободряя себя, поэт призы­вает «непреклонность и терпенье гордой юности» своей.

В декабре 1828 Александр Сергеевич приехал в Москву. Здесь он первый раз встречается на балу с Н. Н. Гончаровой, считавшейся первой красавицей Москвы. Красота ее поразила поэта. Он стал посещать семью Гончаро­вых, а в апреле 1829 сделал предложение. Не получив сначала определенного ответа на свое сватовство, поэт уезжает на Кавказ, где встречается с братом и некоторыми ссыльными декабристами, участвует в дей­ствиях русской армии. Плодом его поездки явились его очерки «Путешествие в Ар­зрум». Кавказские впечатления отрази­лись также в стихотворениях:

«Кавказ»,

«Обвал»,

«На холмах Грузии».

С начала 1830 под редакцией А. Дельвига в Петербурге стала выходить «Литературная газета». Александр Сергеевич принимает в ней деятельное участие, пишет ряд крити­ческих статей и заметок, проникнутых стремлением поэта объединить вокруг газе­ты передовые силы русской литературы, сблизить литературу с действительностью. Он всячески поощрял новые таланты (Кольцов, Гоголь).

В стихотворении «Поэт», «Поэту» Пушкин провозглаша­ет идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глу­боко равнодушных к истинной поэзии. Призыв к поэту идти «дорогою свободной» вовсе не означал, что Пушкин выступал пропо­ведником «искусства для искусства». Вы­сокой целью своей поэзии он считал слу­жение России, защиту передовых идей своего времени.

Осень 1830 Александр Сергеевич провел в селе Болдине Ни­жегородской губернии в связи с устройством своих материальных дел. Могучий твор­ческий подъем ознаменовал его пребывание в Болдине.

Болдинской осенью был закончен роман «Евгений Онегин», кото­рый писался им восемь лет. «Евгений Онегин» — самое задушевное произведе­ние поэта, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его раз­мышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, показана со­временная действительность. Александр Сергеевич обращает русскую литературу к важным вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, в нем освещаются общественные и культур­ные течения и веяния 1-й половины 20-х гг. XIX века. Судьба няни Татьяны характе­ризует крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской при­роды всех времен года. На этом широком фоне воссоздана в «Евгении Онегине» драматическая судьба лучших людей пуш­кинского времени — передовой дворян­ской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик пред­ставлен в героях романа — Евгении Оне­гине и Ленском. И Онегин, и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым дви­жением их времени. Рассказывая в десятой зашифрованной главе романа о политических событиях 1812—20 и движении декаб­ристов, поэт дает тем самым обширную исто­рическую раму для содержания «Евгения Онегина». Образ Татьяны — воплощение народной стихии Татьяна — девушка из дворянской среды. Но, «русская душою», она отличалась своим характером, нрав­ственным обликом, интересами от обычных девушек дворянской провинции, вроде ее сестры Ольги. Духовное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внут­ренне отвергнуть «постылой жизни мишу­ру», сохранить свой высокий нравствен­ный облик. Живым страдающим душам романа противостоят в нем мертвые ду­ши — петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельеф­ностью и с «горьким смехом» запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встре­чаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят мертвые души высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произве­дениях, «облитых горечью и злостью».

Роман Пушкина, правдиво показывая действи­тельность, учил презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую эгоистическую жизнь, возвеличи­вал все прекрасное, подлинно человече­ское, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему «Евгений Онегин» явился в выс­шей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него»,— писал Белин­ский. Сам поэт противопоставлял свой роман как классицистической, так и романтиче­ской литературной традиции. В «Евгении Онегине» он создает форму реалистиче­ского романа, в «котором отразился век и современный человек изображен довольно верно...». Александр Сергеевич стремится к объективности изображения жизни. Жизнь персонажей романа течет в соответствии с их харак­терами, средой, типическими обстоятель­ствами.

Художественная манера поэта в «Евгении Онегине» — точность в описании, гармоничность частей, ясность мотивировок. Личность самого Пушкина особенно ярко выявляется в знаменитых лирических отступ­лениях романа, посвященных раздумьям поэта о жизни, воспоминаниям, литератур­ным спорам, наконец, оценкам того, что он изображает в романе. Все предшест­вующие достижения пушкинского стиха синтезированы в необыкновенно богатой строфике, ритмике и мелодике стихотворного романа.

Реалистический роман, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века «Оне­гин» — в высшей степени оригинальное и национальное произведение. …Стихотворный роман положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе...», — писал Белинский.

В Болдине поэт создает шедевры своей драматургии — маленькие трагедии:

«Ску­пой рыцарь»,

«Моцарт и Сальери»,

«Ка­менный гость»,

«Пир во время чумы».

Александр Сергеевич выступил в них знатоком человеческих страстей, замечательным мастером лепки характеров, художником острых драма­тических конфликтов. С огромной силой проявилась в маленьких трагедиях гени­альная способность поэта проникать в жизнь других народов, воссоздавать психологию людей любой исторической эпохи.

К неза­вершенным драматическим произведениям Пушкина относится его сказочная драма «Русал­ка», поэтически рисующая русскую стари­ну. Глубоко народным поэтом Пушкин выступа­ет и в своих сказках:

«Сказку о попе и о работнике его Балде» (1830),

«О царе Салтане» (1831),

«О рыбаке и рыбке» (1833),

«О мертвой царевне и семи богатырях» (1833),

«О Зо­лотом петушке» (1834).

В них отражены мудрость народа, его представ­ления о добре и зле, его поэтическая фан­тазия. Источник сказок — народное творчество.

К 30-м гг. относится расцвет его прозы.

«Повести Белкина»,

«Барышня-крестьян­ка»,

«Станционном смотрителе»

В «Повестях Белкина» поэт выступает против романтического шаблона в повествовательной прозе конца 20-х гг.

Из прозы вытекают в дальнейшем очень многие явления русской литературы — и «натуральная школа», и тема «маленького человека», и сатирическая проза.

В 1831 пишет роман «Рославлев» о событиях 1812.

В повести «Пиковая дама» — звучит тема большого города с его социальными противоречия­ми.

Во время поездки в Болдино Александр Сергеевич был свидетелем крестьянских волнений. Он живо чувствовал антикрепостнические настроения народа. «Народ подавлен и раздражен», — писал поэт дочери фельд­маршала Кутузова Е. М. Хитрово. Кре­стьянская тема становится централь­ной и в художественном творчестве Пушкина, в его прозе 30-х гг.

В Болдино написана «История села Горюхина» — обшир­ное сатирическое повествование, в котором намеревается показать постепенный упадок крепостной деревни, обнищание крестьян­ства, произвол помещиков и их управи­телей, крестьянский бунт.

В стихотворении «Ру­мяный критик мой» показана безотрадная картина деревенского быта.

В 1832 начинает писать роман «Дубровский», в котором среди других проблем ставится вопрос о взаимоотношениях крестьянства и дворянства. «Дубровский» замечателен широкой картиной помещичьего провин­циального быта и нравов. Особенной ост­роты роман достигает в изображении настроений крепостных крестьян, которые враждебно настроены против помещиков. Тема крестьянских восстаний, затронутая в «Дубровском», естественно, обращала мысль поэта к восстанию Пугачева. Он задумывает писать «Историю Пугачева». В конце лета едет в места, которые были захвачены Пугачевским восстанием, посещает Казань, Оренбург, знаменитую Бердскую слободу, беседует со стариками, помнящими Пугачева, собирает о нем народные песни, роется в местных архи­вах.

В 1834 его труд о Пугачеве был опубликован с искаженным Николаем I названием: «История Пугачевского бунта». Еще в процессе работы над «Дубровским» у поэта возник замысел художественного произведения о Пугачевском восстании.

Осенью 1836 создан исторический роман «Капитанская дочка». В нём поэт нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. В повести раскрыт широкий размах дви­жения, его народный и массовый характер. Дворянские публицисты XVIII—XIX вв. стремились всячески очернить Пугачева, представляли его злодеем, занятым гра­бежами и разбоем и будто бы не имеющим никакой политической программы. Пугачев изображён та­лантливым, смелым руководителем кре­стьянского восстания, подчеркнут его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Пушкинский исторический роман характеризуется органическим слиянием вымысла с историческими событиями, изображенными в романе. «Историей села Горюхина», «Дубровским», «Капитан­ской дочкой» Александр Сергеевич вслед за А. Н. Ради­щевым положил начало тому вниманию к крестьянскому вопросу, которое с 40-х гг. прошлого века становится основ­ным и ведущим в русской общественной мысли, в передовой русской литературе. Эти его произведения проникнуты сочув­ствием поэта к страданиям закрепощенного народа, пониманием им того, что причина­ми крестьянского недовольства являлись жестокость помещиков, притеснения кре­стьян, крепостнический гнет. Однако поэт не признал крестьянское стихийное вос­стание средством разрешения обществен­ных противоречий русской жизни, назвав его «бессмысленным и беспощадным бун­том», усматривая в нем лишь разрушитель­ную силу, лишенную творческого начала. Его пугали «насильственные потрясения по­литические, страшные для человечества». Ему казалось, что, противоречия между помещиками и крепостным крестьянством в России можно преодолеть мирным путем. Все это было проявлением слабых сторон мировоззрения великого поэта, его дво­рянских предрассудков. В своем решении вопросов русской жизни той поры Пушкин смог пойти дальше идей передового просвещенного дворянства. Однако поэт мечтал о таком историческом будущем России, в котором социальный прогресс соединялся бы с развитием просвещения народа, гуманных нравов, подлинной сво­боды и человечности.

В 1833 пишет поэму «Медный всад­ник». Это поэма философская, социальная и историческая. Во введении к поэме воз­никает величественный образ Петра-преобразователя, осуществляющего великое национальное дело. Пушкин сложил поэтиче­ский гимн могучей силе разума, воли и творческого труда человека, способных осуществить такое чудо, как возведение «из тьмы лесов» и «топи блат» великого и прекрасного города, символа новой, преобразованной России. Но это и город социальных контрастов и противоречий, отразившихся в злосчастной судьбе Евге­ния и его любимой Параши, ничем не защищенных от превратностей жизни и становящихся жертвами созданного, ка­залось бы, для счастья людей изумитель­ного города. Поэт задумывался над фило­софской проблемой столкновения интере­сов личности и неумелого хода истории. Образ Петра волнует не только поэтиче­ское воображение Пушкина: он обращается к нему и как историк.

В марте 1832 Александр Сергеевич приступил к работе над задуманной им «Историей Петра Великого». Громадный интерес для него имело «Слово о полку Игореве» как исторический и поэтический памятник древней Руси.

К исторической теме поэт обращается в стихотворениях:

«К вельможе» (1830),

«Полководец» (1835),

«Пир Петра Великого» (1835), размышляя о преврат­ностях истории, о смене эпох, событий, образа жизни и понятий.

В 30-е гг. Александр Сергеевич выступает и как публицист («Путешествие из Москвы в Петербург», статья о Радищеве, «Джон Теннер» и других).

В конце 1835 получил разрешение на издание задуманного журнала «Современ­ник», первая книга которого вышла в апреле 1836. К работе в «Современнике» он привлек Гоголя, Вяземского, В. Ф. Одоевского хотел привлечь Белинского, в котором он увидел «критика весьма замечательно­го», «талант, подающий большую надежду». Мысли поэта обращались к грядущей, демократической России.

В 1831 состоялась его свадьба с Н. Н.Гончаровой. Вскоре семья посе­лились в Петербурге. Личная, семейная жизнь поэта, однако, складывалась неудач­но. Он страстно любил жену, но направ­ление ее интересов было иным, и она не могла быть духовно близкой подругой и помощницей поэта. Все более ухудшалось и их материальное положение. Светский образ жизни требовал больших расхо­дов. Увеличилась семья.

В мае 1832 у Александра Сергеевича родилась дочь Мария, а в последующие годы родились два сына — Александр и Григорий, дочь Наталья. Вместе с ними стали жить и две сестры Натальи Николаевны. Постепенно поэт вошел в большие долги частным лицам и особенно правительству. Разрешая выдачу денег Пушкину взаймы, Николай I рассчитывал зака­балить поэта, сделать его полностью зави­симым от себя. Последние годы жизни поэта прошли в тяжелых условиях, в обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновной петер­бургской аристократии.

Накануне нового, 1834 Николай назначил Александра Сергеевича камер-юнке­ром своего двора, «пожаловав» поэту низ­шее придворное звание, дававшееся обыч­но молодым людям. Назначение свое Александр Сергеевич справедливо воспринял как оскорбление.

Осенью 1835 поэт посетил Михайловское, где провел «изгнанником два года незаметных» («Вновь я посетил...»). Побывал в Тригорском. Но эта осень не принесла ему творческого подъема.

Зависи­мость от царя, от шефа жандармов Бенкендорфа, цензурные притеснения «Со­временника», тяжелые материальные заботы и семейные неурядицы — все давило на поэта, делало его жизнь невыносимой.

Зимой 1836 его враги из высшей петербург­ской аристократии организовали заговор против поэта, пустив в ход клевету, кото­рая затрагивала честь его жены. Александр Сергеевич полу­чил гнусный и оскорбительный анонимный пасквиль, написанный в ненавидевшем поэта кружке аристократов. О травле Пушкина знал Николай I. В ней принял деятельное участие голландский послан­ник в России барон Геккерн, приемный сын которого Дантес, французский эми­грант, бежавший в Россию от революции, нагло ухаживал за женой поэта. Решив разделаться со своими врагами одним ударом, Пушкин послал Геккерну уничтожаю­щее письмо, после которого дуэль стала неизбежной.

Она состоялась 27 января 1837. Александр Сергеевич был смертельно ранен. Ночь и следую­щий день прошли в страшных мучениях. У постели умирающего поэта находились ближайшие друзья: Жуковский, Вязем­ский, Данзас, А. И. Тургенев. Около - дома, где жил поэт - собралась громадная толпа народа.

29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 в 2 ч. 45 мин. дня поэта не стало.

Трагическая смерть поэта потрясла всю Россию. Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Царь опасался демонстраций.

Ночью 3 февраля гроб с прахом поэта тайно - отвезли в Михайловское в сопровождении жандарма. Он был похоронен на кладбище Святогорского монастыря.

Пушкин Александр Сергеевич — один из величайших в мировой литературе художников слова, осново­положник реализма в русской литературе, ее великий реформатор, завершитель про­цесса формирования национального лите­ратурного языка. Его Поэзия явилась для всей последующей русской литературы источником ее могучих и полноводных течений. Большинство русских писателей XIX в. испытали его плодотворное влия­ние. Огромным было его влияние на твор­ческую жизнь и других народов нашей страны. Переводить Пушкина на иностранные языки начали еще при жизни поэта, а в течение XIX в. его творения стали из­вестны всему миру. Его произведения ценили Маркс и Энгельс. В советскую эпоху глубоко раскрылось национальное и всемирное его значение как величайшего поэта народа, ставшего ныне во главе всего прогрессивного человечества.

Умер — [29.I(10.II). 1837], Петер­бург.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии