Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Страхов Николай Николаевич

Страхов Николай Николаевич

СТРАХОВ Николай Николаевич родился [16 (28).X. 1828, Белгород] в семье протоиерея — фи­лософ и литературный критик.

Отец был преподавателя мест­ной духовной семинарии. Потеряв 7-ми лет отца, Николай Николаевич, учившийся в Белгородском духовном училище, был в 1840 устроен в Костромскую духовную семинарию.

С января 1845 поступил вольно­слушателем на юридиче­ский факультет Петербургского университета. В ав­густе того же года выдержал экзамены на математическом отделении, но из-за бедности остаться в университете не смог. Выучился он на казенный счет в Главном педагогическом университете, на естественном фа­культете.

В 1851 был учителем во 2-й одесской, а в 1852—61 и во 2-й петер­бургской гимназиях. Одновременно под­готовил магистерскую диссертацию «О ко­стях запястья млекопитающих», защитив ее в 1857. После знакомства с Ф. М. Дос­тоевским был введен в редакцию журнала «Время».

В 1863 за напечатание статьи «Роковой вопрос», умеренной по тону, но признанной за спокойный стиль изложе­ния польского вопроса «вредной», журнал был закрыт. Долгое время Николай Николаевич жил перево­дами философской литературы.

В 1869 — 72 (начало года) сотрудничал в «Заре».

С августа 1873 поступил на службу в Публичную биб­лиотеку.

С 1874 — член Ученого комитета министерства народного просвещения. Был членом-корреспондентом Академии наук, разбирал по ее поручению стихи, представленные на Пушкинскую премию.

В 1890-е гг. группа почитателей Страхова— В. В. Розанов, Б. В. Никольский и другие— пыталась представить его единственным крупным русским философом, стоявшим якобы выше суетных интересов совре­менности. Но как раз в философии Страхова Н. Н., выпустившего ряд книг —

«Мир как це­лое» (1872),

«Об основных понятиях психологии и физиологии» (1886),

«О ме­тоде естественных наук и значении их в общем образовании» (1865),

«О вечных истинах» (1887), мало глубоких и содержательных идеи, налицо смешение са­мых разнородных философских течений с целью создать отвлеченный нравствен­ный идеал. Именно о философии Страхова Лев Толстой сказал: «Это перебирание чужих взглядов и искание их я называю (неточ­но) притворством знания».

Литературная критика Страхова Н. Н. являлась продолжением и распространением идей А. Григорьева. Некоторую известность он приобрел резкой полемикой, которую вел во «Времени» и «Эпохе» (под псевд. Н. Косица) с революционно-демокра­тической критикой. В статьях этого периода философ развивал идеи «почвенничества», вслед за Ап. Григорьевым и Ф. Достоев­ским, утверждая, что революционно-демократическая литература оторвалась от «родной почвы», не преклоняется перед «смиреномудрием народа» и тому подобное.

Сборник Николая Николаевича «Из истории литературного нигилизма» (1890) представлял собой переиздание ста­тей из «Времени» и «Эпохи».

В книге «Борьба с Западом в нашей литературе» (1882—96) фактически боролся сам Николай Николаевич с революционными учениями западных философов, с русским «западничеством», отождествляемым Страховым с идеями Белинско­го, зачастую неверно истолкованными, выступал тут Страхов и против народнического революционного движения.

Николай Николаевич приписы­вал себе заслугу «открытия» для русской публики «гения» Льва Толстого. На самом деле его сочувственные статьи (о «Войне и мире» и более поздних работах Толстого) появились лишь с 1872. С Толстым его связывала многолетняя дружба, что не мешало Толстому резко выговаривать в письмах к Страхову за его безусловное признание основ существовавшего в царской Рос­сии строя. Собранные в книге «Критиче­ские статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом» работы Страхова Н. Н. содержат ряд верных наблюдений, но в очень малой мере объясняют действительное значение творчества этих писателей.

Умер, — [24.I (7.II).1896].

 
Библиотечные мероприятия | Биографии