Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Соколовский Владимир Игнатьевич

Соколовский Владимир Игнатьевич

СОКОЛОВСКИЙ Владимир Игнатьевич родился [1808] - поэт.

О его происхождении и детстве достовер­ных сведений не сохранилось. Известно, что образование он получил в Московском кадетском корпусе.

В 1826 был определен на службу в канцелярию Томского губернского прав­ления.

В 1832, выйдя в отставку, вернулся в Москву. Владимир Игнатьевич обратил на себя внимание как даровитый и подающий надежды писа­тель, после того как в том же году вышла из печати его поэма «Мироздание» — сво­бодное переложение библейской «Книги бытия» о сотворении мира и грехопадении человека. В Москве Соколовский входил в круг вольнолюбиво настроенной молодежи, главным образом студентов или недавних выпускников университета. Известно, что он находился в приятельских отношениях с А. И. Полежаевым и Н. М. Сатиным, другом Герцена и Огарева.

В 1833 вышли «Рассказы сибиряка» — произведение, на­писанное вперемежку прозой и стиха­ми, носящее чисто развлекательный ха­рактер. Не имея никаких средств к существованию, он вынужден был заняться легкой беллетристикой, так как гонорары за стихи были совершенно ничтожные.

В 1833 по заказу книготорговца написал роман фельетонного типа «Две и одна, или Лю­бовь поэта», изданный в 1834. В надежде поступить на службу Соколовский отправился в Пе­тербург.

В июле 1834 был арестован как политически опасный человек, заме­шанный в деле «о лицах, певших в Москве пасквильные песни». Ему было предъявле­но обвинение в сочинении издевательских куплетов на счет особы царя и «августей­шей фамилии» — песни, начинающейся стихами:

«Русский император

В вечность отошел.

Ему оператор

Брюхо распорол» и так далее

(другой вариант:

«Русский император

Богу дух вручил.

Ему оператор

Брюхо начинил»).

В последнее время была сдела­на попытка отвести авторство Соколовского (смотрите: В. И. Безъязычный, В. П. Гурьянов. Кто был автором песни «Русский император»?, «Вестник МГУ», серия исто­рико-филологическая, 1957, № 1), несмотря на то что Герцен и Сатин, также обвиняв­шиеся по этому делу, с полной уверенно­стью приписывали песню Соколовскому. Не исключена, однако, возможность, что ее текст — плод коллективного творчества Соколовского, Полежае­ва и других лиц. Следствие тянулось девять месяцев, после чего Владимир Игнатьевич в числе трех наи­более опасных «преступников» был при­говорен к заключению в Шлиссельбургскую крепость на «неопределенный срок». По рассказу Герцена, перед произне­сением «сентенции» в апреле 1835 Соколовский был «во всем блеске своего юмора» и «тешил нас всех рассказами» (Собрание сочинений, том 8, М., 1956, с. 210 и 428).

В Шлиссельбургской тюрьме Владимир Игнатьевич Соколовский содержался с апреля 1835 до осени 1836, после чего был освобожден.

Спустя некоторое время поэт был вы­слан под надзором полиции из Петер­бурга в Вологду. Здесь он стал редакти­ровать газеты «Вологодские губернские ве­домости».

В 1837 в Петербурге вышла из печати его драматическая поэма «Хеверь», в основу которой легла библейская леген­да об Эсфири.

В Вологде поэт закончил дру­гую обширную поэму — «Альма», мате­риалом для которой также послужил биб­лейский источник — книга «Песнь пес­ней» (в печати известны лишь отрывки из этого произведения, опубликованные в 1837 в «Современнике»).

В Во­логде была написана еще одна поэма — «Разрушение Вавилона», напечатанная в 1839 в альманахе «Утренняя заря».

Соколовский при­надлежал к той части романтически настроенного поколения, которая стала жертвой мертвящей пустоты русской жизни, ее казарменного духа, воцарив­шегося в обществе после расправы над декабристами. Человек, несомненно, да­ровитый, с оригинальным творческим по­черком, но нравственно и идейно опусто­шенный, Владимир Игнатьевич губил себя беспорядочным образом жизни, пьянством. Тюремное за­ключение в сыром и холодном каземате ускорило его безвременную кончину.

В начале 1838 Соколовский по болезни был переве­ден на Кавказ, где вскоре и скончался.

После смерти Владимира Игнатьевича осталось большое количе­ство неопубликованных его произведений. Некоторые из них были напечатаны в журнале «Маяк» за 1844—45 и в «Литературной газете» за 1841 и 1843.

При жизни поэта стихотворения его печатались в журналах и газетах («Галатея», 1830; «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», 1831, 1837—39; «Современник», 1837; «Биб­лиотека для чтения», 1837; «Вологодские губернские ведомости», 1838—39, и других), но отдельными сборниками не издавались.

Соколовский В.И. занимает скромное место в ряду поэ­тов 1830-х гг., чье наследие, однако, от­мечено печатью оригинальности творческих поисков. В кругу друзей поэт славился сти­хотворными экспромтами, шутками, риф­мованными письмами, сочинением всяко­го рода юмористической галиматьи и ска­брезных куплетов. Сатин утверждал, что он «не знавал человека, который бы бо­лее Соколовского сроднился с ритмом и рифмою» («Русские пропилеи», т. 1, М., 1915, с. 198). Эта линия бытовой поэзии получила смягченное отражение в «Рас­сказах сибиряка», стихи и проза которых используют прием романтической иронии с характерной для нее игрой разных планов и тональностей (от патетической до обыденно-прозаической). Этой линии противостояла другая, основная, связан­ная с проблемой высокого, торжествен­ного стиля, который Соколовский разрабатывал ис­ключительно на библейском материале.

Библия для него была не предметом рели­гиозного поклонения, а некоей функцией возвышенной сферы жизни, арсеналом символических образов, средством утвер­ждения монументального жанра в современ­ной поэзии. В главных стихотворных произ­ведениях Соколовского В. И. («Мироздание», «Хеверь», «Па­дение Вавилона») эта тенденция просматри­вается с полной отчетливостью. Громоздкие, многословные и однотонные по эмоцио­нальной окраске, произведения эти ин­тересны своими отдельными частями и строками, замечательными напряженной силой и торжественностью, блеском звучания. В основном же они сохраняют историко-литературное значение как лю­бопытное проявление одной из крайностей в развитии романтической школы.

Умер – [17(29).X.1839], Ставрополе.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии