Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Салов Илья Александрович

САЛОВ Илья Александрович родился [6(18).IV.1834, Пенза] в семье разорившегося помещика — писатель.

Детские годы провел в родо­вом имении отца в Пензенской губернии. Десяти лет был отдан в Пензенскую гимназию, но по недостатку средств ее не окончил и начал служить.

С 1853 начал выступать в печати. Он печатается в «Современнике», «Оте­чественных записках», «Русском вестнике», «Времени». Наиболее значительные про­изведения тех лет — повести:

«Пушиловский регент» (1858),

«Мертвое тело» (1859),

роман «Бутузка» (1863) — отличаются антикрепостнической направленностью и авторским лиризмом.

В романе «Бутузка», созданном не без влияния «Муму» Тур­генева, Илья Александрович выводит взбалмошную старуху помещицу Аксинью Максимовну, которая заставляла крепостных крестьян вставать при появлении дрянной собачонки Бутузки. За неуважение и непочтение к ее любимице помещица засекала людей до полусмерти, «забривала им лбы» и даже ссылала на каторгу. Изуверская жестокость в отношении к крестьянам легко ужива­лась в ней с религиозностью, ханжеством и слащавой сентиментальностью в обра­щении с собачонкой. «Бутузка» названа романом, но это растянутое произведение по своему жанру не отличается от повести.

В 1854 он приехал в Моск­ву и поступил чиновником в канцелярию московского губернатора. По долгу служ­бы ему приходилось часто ездить по селам и деревням для проверки «ревизских ска­зок». Эти поездки помогали Илье Александровичу глубже уз­нать жизнь деревни, давали обильный материал для его будущего литератур­ного творчества.

В 1864 получает от дяди-генерала наследство и становится богатым помещиком. Он переезжает в Са­ратовскую губернию.

С 1864-89 работает мировым судьей, служит земским началь­ником.

В произведениях 70—80-х гг. отра­зилась борьба послереформенного кресть­янства с пережитками крепостничества. Писатель изображал распад крестьян­ской семьи, разорение дворянства и раз­витие кулачества в деревне:

«Мельница купца Чесалкина», 1877;

«Грызуны», 1878;

«Арендатор», 1879;

«Ольшанский молодой барин», 1881.

В повести «Ольшанский молодой барин» выведены кабатчик, мель­ник и ростовщик Обертышев, опутавший весь уезд цепкой паутиной. Крестьяне работают на него, как когда-то работали на барина: роют канавы, косят, рубят лес, возводят плотины, пашут землю, а получают за свой труд жалкие гроши. Обертышев скупает у помещиков леса, землю, усадьбы, открывает кабаки, прито­ны. Вся деревенская интеллигенция: учи­теля, фельдшеры, писари — должники Обертышева.

В рассказе «Иван Огород­ников» (1885) автор описал жизненный путь талантливого крестьянина-самоучки, мучительно переживающего бескультурье своих односельчан. На сельских сходках Огородников резко критикует заправил деревни — старшину, судью и писаря, разоблачает мошенничество хитрого кула­ка, попа Егория. Писатель выступал с осуждением безропотности и долготер­пения значительной части крестьянства.

Лучшим произведением Салова И.А. является повесть «Грачевский крокодил» (1879), об­личающая социальные противоречия в деревне, произвол уездных чиновников и духовенства. В центре повести стоит об­раз безыменной девушки-революционер­ки, убежденной в необходимости пере­строить жизнь крестьян, пробудить их общественное самосознание. Автор словами героини осуждает пассивность крестьян.

В 1891 Салов И.А. был парализован и бо­лее 10 лет прикован к постели, но и в этих условиях он продолжал заниматься литературным трудом.

В последние годы жизни Салов Илья Александрович заметно от­ходит от обличительных тенденций, уде­ляя основное внимание жанровым зари­совкам и картинам быта. Лучшими произ­ведениями его тех лет являются:

роман «Уютный уголок» (1890)

и повесть «Прак­тика жизни».

Известны пьесы Салова, написан­ные в 90-е гг.

«Дармоедка»,

«Степной бо­гатырь»,

«Степь-матушка»,

«Золотая рыб­ка»,

«Гусь лапчатый» и другие.

Некоторые из них пользовались успехом у современ­ников и оставались на сцене до XX века.

Продолжая традиции критического реа­лизма, Илья Александрович создавал достоверные образы, нередко прибегая к гиперболизации и гротеску. Язык его произведений отличается точностью и динамичностью. Салов широко использовал народную разговор­ную речь, с пословицами и поговор­ками, диалектными словами и выраже­ниями. Произведениям писателя, проникнутым большой симпатией к трудовому народу, недостает, однако, широкого обобщения и глубины психологического анализа.

Умер — [24.XII. 1902 (6.I.1903)], Саратове.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии