Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Волынский Аким Львович

ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович [настоящее имя — Флексер Аким Львович; 21.IV. 1863, Житомир] — критик-декадент, историк искусства и философ.

Учился в Житомир­ской гимназии, а затем в 5-й петербург­ской, в 3-м классе которой столкнулся с педантическими придирками преподава­телей, вследствие чего вынужден был уйти из школы. Сдал блестяще экзамены экс­терном и был принят на казенную сти­пендию в Петербургский университет (юридиче­ский факультет).

В 1883 Петербурге Аким Львович начал сотруд­ничать в русско-еврейской прессе, поме­щая мелкие заметки в «Рассвете», в газете «Русский еврей», в числе первых зна­чительных статей напечатал очерк о Влад. Соловьёве, подписываясь «Ноmо» или «А. Ф.».

Еще учась в университете, Волынский получил место для самостоятельных фи­лософских разысканий в журнале «Еврей­ское обозрение» и «Восход», где впервые стал подписываться Волынский под се­рией статей на темы

«Бытописатель русско­го еврейства» и

«Библейские мотивы в рус­ской поэзии».

Первые его серьезные рабо­ты по искусству появились в «Живописном обозрении» и «Нови».

В 1889 Аким Львович, окончив университет, возглавляет критический отдел в «Северном вестнике», с которым связан целый период утверждения Волынским ос­новных принципов декадентской идеали­стической критики.

Был Аким Львович и редактором «Северного вестника». После 10-летнего со­трудничества в «Северном вестнике» (за­крывшемся в 1899) Волынский мало печатается в пе­риодических органах, часто выступая с имевшими шумный и зачастую скандаль­ный успех.

В 1901 Аким Львович посетил Констан­тинополь и Грецию, изучая древние ико­ны и много работая в области истории и археологии. Путешествовал он и по Ита­лии. Перед войной 1914—18 Волынский писал те­атральные рецензии (о балете) в «Бир­жевых ведомостях».

После революции, которую Аким Львович Волынский не только признал, но и при­ветствовал как порядок «твердый, как скала», он был приглашен в редакционную коллегию основанного Горьким издательства «Всемирная литература». Работал и в журнале «Жизнь искусства».

Был председа­телем Ленинградского отделения Союза писателей, руководил хореографическим техникумом.

Литературную известность Волынский приобрел в шумных диспутах по поводу его статей в «Северном вестнике», где, основываясь на идеалистических представлениях о при­роде прекрасного, он в резких парадок­сальных выражениях обрушился на крае­угольные положения материалистической эстетики русских революционных демо­кратов, обвиняя их, вслед за Буслаевым, в узком практицизме, догматической утилитаризации искусства, в отсутствии «ши­роких увлечений с кипением всех чувств». В своих статьях, которые позже составили книгу «Русские критики» (1896), Волынский отри­цал связь критики революционных демо­кратов с насущными потребностями об­щественного развития.

Аким Львович не был лишен своеобразного дара в критике — лиричности и эмоциональной лек­циями на литературно-философские темы, взволнованности, но отсутствие строгих и научно выверенных принципов иссле­дования приводило его к расплывчатым импрессионистским оценкам творчества писателей, представляющим, по метко­му замечанию Плеханова, «чрезвычайно плохую пародию на нашу субъективную социологию».

Позитивная часть эстетических взглядов Волынского представляла прямой призыв к отказу от общественно преобразующей роли ис­кусства, к уходу художника в мир слож­ных, индивидуалистических пережива­ний, окрашенных сильным религиозно-мистическим чувством и исключительным субъективистским восприятием явлений объективного мира. Волынский А.Л. фактически был отвергнут всеми лагерями, ибо наряду с полемикой по адресу революционной демократии он не угодил и либерально- охранительным кругам своей критической резкостью и высмеиванием «добропорядоч­ного» искусства, угодного господствую­щим классам.

Занимаясь историей живописи, он и в ней видел более всего отражение лишь тайных стихийных проявлений природной талантливости художников, мало завися­щих, по Волынскому, от условий их общественного бытия.

В 1900 за монографию о Леонардо да Винчи Волынский Аким Львович был избран почетным гражданином Милана.

Из русских писателей Волынский наибольшее внимание уделял Достоевскому, посвятив ему большую часть своего сборника «Кни­га великого гнева» (1904).

В 1925 Аким Львович вы­пустил «Книгу ликований» — блестящий труд, отстаивавший классическую основу русской хореографии.

Стиль Волынского-критика характеризуется не­определенностью анализа и сравнений при исключительной резкости конечных опре­делений и выводов. Плеханов подверг резкой критике идейные позиции и сти­листическую манеру Волынского А.Л., заявив о неспо­собности его «оценить поэтическую идею, осветить философским понятием процесс, происходящий в голове художника».

Умер – [6. VII. 1926], Ленин­град.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии