Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Хвощинская Надежда Дмитриевна

Хвощинская  Надежда Дмитриевна

ХВОЩИНСКАЯ Надежда Дмитриевна родилась [псевдоним В.Крестовский; 20.V(1.VI). 1824, Пронский уезд Рязанской губернии ] в семье мелкого чиновника — писательница.

До 1884 жила в Рязани.

С 1884 — в Петер­бурге.

Надежда Дмитриевна примыкает к группе писателей-демократов 60—80-х гг., творчество кото­рых сформировалось под непосредствен­ным идейным влиянием Чернышевского, Некрасова, Щедрина. Большинство своих произведений печатала в журнале «Отечест­венные записки».

Салтыков-Щедрин высо­ко ценил ее творчество. «Для журнала нашего особенно дороги Ваши произведе­ния, так как в них публика всегда найдет для себя отличное и здоровое чтение»,— писал он Xвощинской.

Свой творческий путь Надежда Дмитриевна начала со стихов, в которых звучали моти­вы протеста и гражданской скорби, и писала их до конца 50-х гг. (под фамилией Хвощинская).

В 1853 вышла отдельным изданием ее повесть в стихах «Деревен­ский случай».

С начала 50-х гг. Xвощинская переходит к прозе.

В 1850 в журнале «Отечественные записки» напечатана ее первая повесть — «Анна Михайловна» под псевдонимом В. Крестовский. С этого времени этот псевдоним становится постоянным; только когда появился подлинный В. Крестов­ский, Надежда Дмитриевна стала подписываться «Крестовский-псевдоним».

В 50-е гг. X. создает трилогию «Провин­ция в старые годы», куда вошли романы

«Кто же остался доволен» (1853),

«Свобод­ное время» (1856),

«Последнее действие комедии» (1856).

Герои этих романов, как и повести «Анна Михайловна»,— страдающие, одинокие в своей семье де­вушки, не видящие никаких проблесков радости в жизни, и противостоящий им лагерь наглых, самоуверенных, мораль­но растленных дельцов. Особенно яркая картина распада дворянской семьи, вы­рождения и упадка дворянства нарисо­вана в романе «Последнее действие коме­дии» (1856). Анализируя этот роман в «Современнике» (1856), Некрасов вскры­вает сильные и слабые стороны творчества писательницы в целом. Темы, намеченные в трилогии «Провинция в старые годы», Xвощинская развивает в последующее время во многих романах и повестях:

«Испытание» (1854),

«Деревен­ская история» (1855),

«Встреча» (1860),

«Стоячая вода» (1862),

«В ожидании луч­шего» (1860, отд. изд.— 1861),

«Домашнее дело» (1864),

«Недавнее» (1865) и др.

Все они рисовали пошлый мир паразитизма обеспеченных классов, мир грязных инт­риг и сплетен. Это было все -то же гнилое болото, «стоячая вода» дворянской и чиновнической обывательщины, в которой гибли живые силы России.

В 60—80-е гг. в творчестве Надежды Дмитриевны появляются образы, свя­занные с общественной борьбой тех лет. Это образы новых людей, готовых на борьбу и лишения ради счастья угнетен­ного народа. Таковы молодые герои пове­стей и романов

«Пансионерка» (1861),

«Большая Медведица» (1870, отд. изд.— 1872),

«Былое» (1878),

«Учительница» (1880).

Женские образы произведений писательницы имеют много общего с образами тургенев­ских героинь. Особенно удался ей образ Кати — героини романа «Большая Медведица», дворянской девушки, ушедшей «в народ» и посвятившей ему всю свою жизнь. Xвощинская. восхищалась мужеством рево­люционного народничества 70-х гг. «Вот они, мои воскресители, этот честный народ, младшие братья 60-х годов»,— писала она.

В своих произведениях Xвощинская ставит проб­лему воспитания нового человека, про­блему отцов и детей на новом историческом этапе (70—80-е гг.).

Очень интересна в этом отношении одна из художествен­но совершенных повестей Xвощинской — «Первая борьба» (1869), раскрывающая процесс формирования душевно опустошенного человека, предателя идеалов отцов-шести­десятников.

В 70—80-е гг. образы преда­телей и отступников будут основными в произведениях Надежды Дмитриевны Хвощинской:

в рассказе «Счастли­вые люди» (1874),

в цикле «Альбом. Группы. Портреты»,

в повестях «Здоро­вые» (1883),

«Прощание» (1884),

«Обязан­ности» (1885—86) и другие.

Определение Xвощинской эпохи наступившей реакции: «Были времена хуже — подлей не бывало», которое она дала в рассказе «Счастливые люди», использовал Некра­сов в поэме «Современники».

Трагизм положения демократической интеллиген­ции в период политической реакции 80-х гг. отражен в рассказах Xвощинской Н.Д. «После потопа» (1881),«Вьюга» (1889), рисую­щих разгром революционного народниче­ства. Образы демократической молодежи до конца жизни писательницы оставались для нее самыми любимыми. Однако мно­гим образам был свойствен схематизм, односторонность. В 60-80 гг. Xвощинская была также известна как литературный критик. Она помещала статьи в «Отечественных записках», «Рус­ских ведомостях», «Живописном обозре­нии».

Ее псевдонимами были В. Поречников, Н. Воздвиженский.

О творчест­ве Xвощинской Н.Д. положительно отзывались Д. Писа­рев, Н. Михайловский, А. Скабичевский и другие.

Умерла — [8(20).VI. 1889], Петербурге.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии