Поиск

Биографии писателей и поэтов

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Златовратский Николай Николаевич

ЗЛАТОВРАТСКИЙ Николай Николаевич родился [14(26).XII.1845, Владимир] в семье мелкого чиновника — писатель.

Отец был выходцем из среды сельского духовенства.

В 1855 — 1864 учился во Владимирской гимна­зии. Там он знакомится с работами Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Добролю­бова, Некрасова. Отец привлекает Николая Николаевича к работе во вновь организованной Владимирской публичной библиотеке, куда поступали многие передовые журналы. Позднее писатель назвал эту библиотеку «новым храмом», открывшим ему возможность по-иному взглянуть на жизнь.

Накануне реформы 1861 в доме Златовратских горя­чо обсуждались будущие судьбы крестьян­ства. В гимназии Николай Николаевич издавал рукописный журнал «Наши думы и стремления», на страницах которого помещал свои стихи, писал рассказы «по Тургеневу и по Помя­ловскому», сочинил «драму из народного быта». Параллельно с занятиями в гим­назии он окончил двухгодичные земле­мерные классы и получил звание част­ного землемера-таксатора. Служба в де­ревне дала ему возможность хорошо уз­нать жизнь пореформенного крестьян­ства. Стремление к высшему образованию побудило его поехать в Москву.

В 1864 он поступил вольнослушателем на словесный факультет университета. Проучившись очень не­долго, Николай Николаевич покинул Московский университет из-за отсутствия средств и переехал в Петер­бург. Он выдержал экзамены в Техноло­гический институт, однако и в нем проучился недолго. Полная материальная необеспе­ченность вынудила его расстаться с мечтой о высшем образовании и заняться поиска­ми работы.

В 1866 после долгих скитаний по гряз­ным углам 3латовратскому удалось поступить корректо­ром в газету «Сын Отечества». Работа требо­вала большого напряжения, а платили за нее мало. Трудная, полуголодная жизнь той поры нашла отражение в одном из позд­них рассказов писателя — «В артели».

В 1866 в журнале «Отечественные запис­ки» был напечатан его первый рассказ — «Чупринский мир», подписанный Н. Череванин. Последующие его произведения стали появляться в таких журналах и газетах, как «Искра», «Будильник», «Но­вости», «Неделя». Они обычно подписы­вались псевдонимом Н. Череванин и «Маленький Щедрин».

С 1879 Николай Николаевич — главный редактор журнала «Русское богатство».

В 1881 в связи со смертью отца он оставляет журнал.

В 1883 поселяется в Москве, где и прово­дит свои последние годы. Дом 3латовратского был од­ним из литературных центров Москвы. Еженедельно по субботам проводились там «шекспировские вечера». Во 2-й пол. 80-х гг. на этих вечерах бывал Л. Н. Тол­стой.

В 1909 писатель был избран почетным членом Академии наук.

Уже в своем первом крупном произве­дении — цикле очерков «Крестьяне-присяжные» (1874—75) — Николай Николаевич изображает по­реформенную деревню с народнических позиций. Однако, в отличие от других писателей-народников, основное внимание уделяет не показу деревенского быта, а изображению морального облика кресть­ян. Его герои видят нищету, разорение не только у себя дома, но и в городе, с его фабриками и кабаками. Они убеждены, что земля и община способны исцелить фабричных рабочих от нищеты и беспра­вия. В соответствии с народническими идеалами осмыслена крестьянская дей­ствительность и в его повести «Золотые сердца» (1878).

С 1878-83 пишет роман «Устои». Автор воссоз­дал в нем широкую картину жизни рус­ской пореформенной деревни. Призна­вая, что в деревне существуют не только крестьяне-труженики, но и кулаки, он не придает им сколько-нибудь существен­ного значения: кулачество, по убеждению писателя, обречено на поражение. В то же время 3латовратский как художник не мог прой­ти мимо тех процессов, которые соверша­лись в деревне того времени. Кулачество становилось главной эксплуататорской силой. Народнические иллюзии автора вступали в противоречие с действительно­стью. Ломка, распад старых, привычных норм сельской жизни и возникновение новых отношений пугают и тревожат хра­нителей дедовских устоев. Отмечая про­цесс расслоения деревни, Николай Николаевич, однако, далек от мысли видеть в этом объек­тивное развитие крестьянской общины. Противоречивость исходных позиций пи­сателя отразилась и на художественном методе «Устоев». Образы крестьян, язык произведения оказались романтически приукрашенными.

В 1900-е гг. выступает с критическими статьями и воспоминания­ми («Из воспоминаний о Некрасове как поэте 60-х годов», «Воспоминания о Нефедове», «Из воспоминаний о Добролюбове» и др.).

Хорошее знание 3латовратским Н.Н. народного быта позволило ему нарисовать поэтические картины крестьянской жизни и сельского труда. Этим он представляет интерес и для современного читателя.

Умер – [10(23).XII 1911], Москве.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

 
Библиотечные мероприятия | Биографии